• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Американская школа. 50 лет между желаемым и действительным

В Институте развития образования выступила Патриция Грэм, автор книги «Америка за школьной партой». Дискуссант - Даниил Александров.

4 декабря 2012 года в Институте развития образования (НИУ ВШЭ) прошел вебинар из серии "Актуальные исследования и разработки в области образования", участниками которого стали в том числе и сотрудники НУЛ СОН. С докладом выступила историк образования Патриция Грэм, профессор Гарвардского университета и автор книги «Америка за школьной партой». Даниил Александров был приглашен в качестве дискуссанта. 

Основываясь на самых разных источниках профессор Грэм в своей книге продемонстрировала, какой путь проделала американская школа, вынужденная отвечать на вызовы современности и общества, что ее породило. Эту книгу будет интересно прочесть практикам и исследователям образования, реформаторам и политикам. В ней затронут широкий спектр причин и следствий, какие довелось увидеть американцам за все то время, что они пытались повлиять самих себя через школьное образование. 

Периодизация этих влияний, по мнению Грэм, выглядит следующим образом:

Этап "ассимиляции". Первые двадцать лет XX века школа воспринималась как форматирующая программа для начинающих граждан Америки, обучение тогда было в первую очередь ориентировано на мигрантов, которым преподавали английский язык, математику и историю. Предпочтение отдавалось не знаниям, но дисциплине. И, хотя некоторые родители поддерживали и внедряли более прогрессивные взгляда на образование, большая часть страны обучалась по методу добродетельных розг.

Этап "адаптации". Затем постепенно в США стали смотреть на школу как на инструмент сортировки маленьких граждан по принципу их будущих профессий, предрасположенность к которым являет чуть ли не врожденной. И такого взгляда придерживались вплоть до 1954 года, когда его стали подвергать ожесточенной критике и была запущена общенациональная программа равного доступа к образованию.

Этап "доступа". Это один из самых сложных периодов в истории американских школ. Резкое увеличение учащихся привело к дефициту учителей и школьных помещений, а вместе с тем часть родителей стала требовать все больше внимания уделять индивидуальному развитию талантов. Школы обязали принимать детей, не смотря на цвет кожи или уровень достатка их семей. Многие школы предпочли закрыться в такой ситуации, но оставшимся на плаву в 1965 году правительство предложило дополнительное финансировании при условии, что они поддержат политику доступности образования для всех.

Этап "борьбы за успеваемость". С 1985 года и по сей день американскому обществу кажется, что их школьники не выносят никаких знаний из школы и получают слишком низкие оценки. Проблему успеваемости пытались решать введением единых образовательных стандартов и национальных тестирований, тем самым упустив из виду формирование характера и навыков работы в команде, творческое развитие, получение фундаментальных академических знаний и многое другое.

Тема общественного влияния на школу стала центральной для доклада профессора Грэм. Влияя на школу общественности кажется, что она может контролировать жизнь и будущее собственных детей. Ирония состоит в том, что временной лаг, лежащий между желаниями общества и получаемым в последствии итогом, составляет как раз одно поколение. Таким образом, общество никогда не получает желаемой моментальной отдачи от изменения в сфере образования. Но из доклада или книги Патриции можно узнать больше об образовательных шагах американской нации.

"Америка за школьной партой" переведена на русский язык и опубликована в Издательском доме Высшей школы экономики в 2011 году. По завершении семинара Патриция Грэм дала интервью порталу hse.ru.

Можно также ознакомиться с рецензией на книгу от журнала "Эксперт".

Подготовила Екатерина Кулдина