• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности академической кооперации с университетами Германии

В марте 2011 года Даниил Александрович Александров, зам.директора Петербургского филиала НИУ-ВШЭ по науке, руководитель лаборатории социологии образования и науки, побывал в университетах Франкфурта, Мангейма и Бамберга.

В марте 2011 года Даниил Александрович Александров, зам.директора Петербургского филиала НИУ-ВШЭ по науке, руководитель лаборатории социологии образования и науки, побывал в университетах Франкфурта, Мангейма и Бамберга. На встречах с коллегами в этих университетах обсуждались предварительные результаты исследований НУЛ СОН и возможности совместных проектов социологов НУЛ СОН и ЛССИ с немецкими исследователями.

В марте 2011 Даниил Александрович Александров представил результаты исследования НУЛ СОН по сегрегации школ и интеграции мигрантов на конференции во Франкфурте. В рамках этого визита также прошли встречи с сотрудниками немецких университетов, которые занимаются изучением тех же проблем, что и НУЛ СОН.

Первым пунктом в поездке стал университет Мангейма (Mannheim Universität) очень похожий на НИУ ВШЭ: он сконцентрирован на социально-экономических науках и при университете работают большие научно-исследовательские центры по экономике и социологии. В Мангейме Даниил Александрович встретился с Иреной Коган и Клеменсом Кронебергом.

Первый раз сотрудники НУЛ СОН встречались с коллегами в 2008 году в Берлине на конференции EQUALSOC, а также в Бамберге, где Коган работала в то время. Ирена Коган – яркий исследователь, изучающий социологию миграции в сравнительной перспективе.

После серии встреч в 2008 году в Германии НУЛ СОН начала проект, посвященный изучению интеграции детей-мигрантов в школе и социальных сетей учеников, в рамках которого на данный момент опрошено в общей сложности более 11 тыс. учеников в 150 школах. А немецкие ученые в том же году задумали свой проект в кооперации с голландцами (Франк ван Туберген), англичанами (Энтони Хит) и шведами (Йон Йонсон) начали лонгитюдное исследование по детям-мигрантам в четырех странах (http://www.mzes.uni-mannheim.de/projekte/pro_zeig_e.php?Recno=327) – первая волна прошла совсем недавно, в 2010 г. Оказалось, что в своем проекте европейские коллеги также проводили сетевой опрос классов, и тем самым два проекта очень похожи по методологии и собранным данным.

Ирена Коган очень подробно расспрашивала о формировании выборки школ, о методах опроса и опросном инструменте. В итоге дизайн исследования выдержал тщательный разбор. Коллег поразил объем проведенной работы – достаточно сказать, что для того, чтобы закодировать социально-профессиональный статус семьи по ISCO и ISEI, было обработано 44 тыс. открытых вопросов о занятости  родителей ученика. Конечно, главный вопрос, который волновал немецких коллег, был о планах на дальнейшую работу по проекту. Много обсуждали возможности организации продолжительного исследования и создания лонгитюдной базы. Полученные данные по России и четырем странам Западной Европы можно сравнивать уже сейчас, и на встрече обсуждалась перспективы совместных работ по сравнительному анализу. Но интереснее всего было бы превращение исследования НУЛ СОН в лонгитюдное, чтобы методологии проектов совпадали еще в большей степени.

С Клеменсом Кронебергом, молодым профессором социологии в Мангейме, обсуждались и другие исследования НУЛ СОН. Помимо исследований ассимиляции мигрантов, он известен своими работами по теоретической социологии. Ученик Хартмута Эссера, выдающегося теоретика, создавшего большую научную школу в Маннегейме, Кронеберг активно применяет достижения современной теории рационального выбора в ее «мангеймской версии» к разным эмпирическим сферам. С ним обсуждалось применение модели выбора фреймов к исследованиям образовательного выбора – тема, активно разрабатывающаяся в НУЛ СОН. Немецкий ученый подтвердил, что сбора и анализ качественных данных очень важен для разработки инструмента и сбора корректных данных при количественном опросе (что не было очевидным для некоторых его коллег).

Следующим на очереди был Бамберг, где Даниил Александрович Александров встретился с четырьмя коллегами. Сначала состоялась встреча с Фолькером Штоке, еще одним учеником Х. Эссера, также применяющим модель выбора фреймов в своей работе. Он обсудил работу НУЛ СОН и высказал ряд справедливых замечаний, а также рассказал о немецкой национальной образовательной панели (National Educational Panel Survey, NEPS). Этот масштабный проект охватывает четыре группы респондентов (дети, родители, учителя/воспитатели и администраторы) и несколько когорт детей: новорожденные, детский сад, 10 лет (время, когда совершается первый образовательный выбор), старшеклассники и студенты. Ежегодно берется 60,000 интервью (по всем группам и когортам вместе), проводятся психологические тесты и т.п.

Следующая встреча прошла с Корнелией Кристен, с которой Даниил Александрович познакомился еще три года назад, когда она работала в Лейпциге. Сейчас в Бамберге она руководит исследовательской группой, которая занимается проблемами миграции в рамках все того же панельного исследования образования. Этот национальный проект в целом, и группа К. Кристен в частности, содержит много методологических находок, которые можно взять на вооружение. Например, языковые компетенции в этом исследовании тестируются, как на немецком, так и на родном языке, чтобы выяснить, насколько полезен билингвизм. Исследователи формулируют гипотезы, специфичные для разных этнических групп. В частности, они предполагают, что отбор мигрантов в Германию из Турции идет негативный, т.е. мигрируют прермущественно необразованные и социально неустроенные слои населения.

В Бамберге состоялась встреча и с голландским социологом Яапом Дронкерсом, который выступал на семинаре социологического факультета университета Бамберга. Дронкерс занимается сравнительной социологией, в том числе и проблемой мигрантов в странах Европы. В своем докладе он рассказал о своем анализе данных PISA-2006, в частности, данных по образовательным успехам детей-мигрантов и влиянии этнического состава школы на разные показатели, учитывая различные тонкие эффекты на четырех уровнях: 1-страна; 2-школа; 3-тип программы в школе; 4-индивидуальный уровень. Дронкерс был очень заинтересован исследованием детей мигрантов в НУЛ СОН и предложил совместный анализ собранных данных.

В завершении визита в Бамберге была проведена встреча с Хансом-Петером Блоссфельдом, ученым с мировым именем, научным руководителем NEPS. Он сразу рассказал, что буквально только что получил грант на проект EduLife, посвященный образовательным траекториям в течение жизни, и предложил НИУ ВШЭ организовать сравнительное исследование по образовательным траекториям. Он также предложил помочь НИУ ВШЭ организовать в России панельное исследование образования по примеру американских, английских и немецких панелей.

В результате поездки в Мангейм и Бамберг НУЛ СОН и ЛССИ получили целый ряд предложений о сотрудничестве. С Ириной Коган договорились организовать общую сессию в Дублине на конференции European Consortsium for Social Research, где обсудить возможности совместных публикаций. Яап Дронкерс предложил написать совместную работу по результатам анализа наших данных, которым он с радостью готов заняться. Наконец, Ханс-Петер Блоссфельд предложил провести совместное сравнительное исследование и даже организовать в России образовательную панель: ему интересно включить Россию в сети своих проектов. Такая реакция зарубежных коллег на результаты (в том числе и предварительные) наши работы явно свидетельствуют о ее актуальности в международном масштабе. Очевидно, у нас существует множество возможностей проведения интереснейших сравнительных исследований, и мы не собираемся их упускать!

Подготовили Светлана Савельева и Ксения Тенишева