• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое "Event History Analysis and the Life Course"? или Как провести время в Осло с пользой...

Осло – столица Норвегии - совсем небольшой по российским меркам город, в котором время, чтобы добраться от центра до любой точки на окраине, не превышает получаса езды на общественном транспорте или часовой прогулки пешком. А небо нависает над головой так низко, что кажется – еще чуть-чуть и можно дотянуться до облаков и потрогать их руками.

Осло – столица Норвегии - совсем небольшой по российским меркам город, в котором время, чтобы добраться от центра до любой точки на окраине, не превышает получаса езды на общественном транспорте или часовой прогулки пешком. А небо нависает над головой так низко, что кажется – еще чуть-чуть и можно дотянуться до облаков и потрогать их руками.
Необычное впечатление на туристов производят районы, находящиеся практически в самом центре города. Их населяют мигранты из различных уголков мира, стремящиеся в благополучную Норвегию за лучшей жизнью. Здесь можно найти огромное количество прекрасных ресторанчиков и кафе, которые манят пряными запахами традиционной пищи стран Африки, Америки, Азии.


И вот в этом чудном месте в самом начале августа проходила очередная ежегодная летняя школа на базе Университета Осло – Oslo Summer School in Comparative Social Science Studies 2010. Для преподавания были приглашены ведущие профессора из самых разных частей света, а учиться приехали PhD студенты со всех стран Европы.

Курс, на который я приехала, был посвящен специальному методу статистического анализа - «Event History Analysis and the Life Course». Занятия проходили под руководством Мелинды Миллс, профессора факультета социологии университета Гронингена, Нидерланды.

Наша группа в основном состояла из Ph.D. студентов, магистрантов было всего двое. В первый день нужно было представить себя и кратко рассказать о своих текущих или планируемых исследованиях. Сферы интересов участников были очень разными. Девушки из Турции хотят использовать новый для них метод анализа для изучения поведения покупателей и их предпочтений. Несколько ребят рассматривают процессы, происходящие на рынках труда в их странах. Например, участница из Эстонии представила краткое описание проекта по гендернему неравенству на рынке труда Эстонии. Один из участников работает над экономической темой – рассматривает роль судостроительной отрасли в Норвегии. Он сфокусировался на расширении и структурных изменениях в норвежской судостроительной промышленности в межвоенный период (между Первой и Второй Мировой войной). Были проекты, касающиеся образования, социальной мобильности, миграции, медицины.

Метод анализа Event History самый что ни на есть междисциплинарный. Изначально он был разработан для применения в медицине, в частности в эпидемиологии, а затем его стали использовать в социальных науках. В этом виде анализа моделируется наступление определенного события, которое интересует исследователя. Событиями могут быть совершенно разные этапы жизни человека: окончание школы, беременность, замужество, смерть. Мы оцениваем шансы, то есть условную вероятность того, что это событие произойдет в определенный интервал времени, например, в определенные годы жизни. У нас есть возможность оценить, сколько времени пройдет до момента наступления события. В качестве зависимой переменной мы используем ковариацию времени и события. Оценивается отношение времени «выживания» под влиянием различных факторов, конкретных характеристик, которые предшествовали событию. Независимые переменные в анализе могут быть фиксированными (пол, раса), а могут меняться с течением времени (опыт работы, возраст, уровень зарплаты). Но сложность порой состоит даже не в построении моделей и интерпретации полученных результатов, а в подготовке данных к анализу. Исследователи тратят довольно много времени для того, чтобы правильно реорганизовать базы данных для работы с ними этим методом.

Занятия каждый день проходили очень насыщенно и интенсивно. Особенностью данного курса, помимо его теоретической составляющей, был большой акцент на использование статистических пакетов R1. Эта среда прекрасно подходит для работы с лонгетюдными базами данных. Большинство участников не были знакомы с R: ранее они работали в SPSS и STATA. Поэтому часть времени была посвящена непосредственно тренировке работы в R. К счастью для меня, у меня уже был опыт работы с этим языком программирования. В течение полугода под руководством Эдуарда Дмитриевича Понарина в рамках научно-исследовательского семинара нашей магистратуры мы учились работать в R, анализируя данные для своих курсовых работ.

Неделя пролетела очень быстро. Ежедневные занятия, потом экскурсии и мероприятия, организованные устроителями школы – дни были загружены полностью. Но каждый день мы ехали в университет с огромным удовольствием и предвкушением новых знаний, хорошего общения, интересных совместных дел.

Текст: Ходоренко Дарья