• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедность в теории и на практике, или как провел первый учебный месяц студент Вышки?

Поступив на магистерскую программу социологического факультета Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Евгений Кочкин провел первый месяц занятий не в аудитории на улице Союза Печатников в Санкт-Петербурге, а на летней школе и конференции по изучению бедности в Индии. Хотя он был послан в Дели в официальную командировку от научно-учебной лаборатории социологии образования и науки (НУЛ СОН), теперь ему придется отрабатывать пропущенный месяц, но он об этом нисколько не жалеет.

Поступив на магистерскую программу социологического факультета Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Евгений Кочкин провел первый месяц занятий не в аудитории на улице Союза Печатников в Санкт-Петербурге, а на летней школе и конференции по изучению бедности в Индии. Хотя он был послан в Дели в официальную командировку от научно-учебной лаборатории социологии образования и науки (НУЛ СОН), теперь ему придется отрабатывать пропущенный месяц, но он об этом нисколько не жалеет.

— Женя, скажи, трудно было попасть на эту летнюю школу?
— Да (смеется), меня туда едва взяли. Все эти мероприятия проводит международная ассоциация Human Development and Capability Association, а также несколько других организаций, работающих в русле идей нобелевского лауреата Амартии Сена и его известной capability theory. Чтобы попасть туда, нужно было пройти строгую процедуру отбора: представить описание исследовательского проекта, а также продемонстрировать высокие знания в области статистики. В итоге прошли отбор самые разные участники — как студенты,, так и люди с ученой степенью, кто-то из них работал в научных проектах, кто-то — в крупных общественных организациях, таких как UNDP (Программа развития ООН). Когда я подавал свою заявку в середине учебного года, я еще был студентом и не имел даже бакалаврского диплома, поэтому мне отказали, а потом все-таки взяли. Я сумел доказать, что смогу с пользой участвовать в школе. Было важно, что я успел принять участие в исследовательских проектах в России. К примеру, последние три года — в социологических проектах по темам бедности, неравенства и образования в России (руководители — Д. А. Александров, Н. Ю. Данилова, С. С. Савельева).

— Так что, значит, наши бакалавры не хуже магистров и аспирантов из других стран?
— Конечно, у нас в Вышке те, кто хотят, могут участвовать в подобных международных мероприятиях на равных.
На школе был представлен экономический подход к бедности и социальным проблемам, шли занятия по статистическим методам, применяемым в этой области. Лекции читали замечательные исследователи.
Больше всего мне запомнилась Сабина Алкер, выдающийся теоретик, за последние два года она опубликовала несколько монографий, которые имели большой успех и очень активно обсуждались на школе и конференции. Ее лекции по теории capability, измерению неравенства и бедности были невероятно интересны. Она очень неординарный человек, много времени провела в Индии, хорошо знает хинди, даже на лекции приходила в традиционной индийской одежде. Каждый специалист читал лекции о том, что является научным делом его жизни. Например, по способам измерения хронической бедности вела занятия Мария Сантос, написавшая диссертацию о феномене хронической бедности в Аргентине.
Мы работали в школе очень плотно, были заняты почти все сутки: завтрак — в семь, а уже в девять начинались занятия. При этом весь день до пяти вечера шли лекции, семинары, работы в группах. И после этого работа не заканчивалась, потому что участники получали домашнее задание, которое нужно было выполнить к следующему дню. И вот мы все собирались в группы, садились с ноутбуками в кружок и начинали вместе разбираться. Нередко и этого времени не хватало, на выполнение задания или подготовку презентации могла уйти вся ночь. Каждый слушатель должен был представить свой проект, и среди презентаций были как многолетние исследования, с большой эмпирической базой (часто они заканчивались активной дискуссией), так и проекты на начальной стадии, после которых обсуждения сводились к советам, как применить тот или иной подход, собрать практическую базу. Несмотря на всю насыщенность графика, на то, что иногда приходилось ложиться в три и вставать в шесть, организаторы и участники были переполнены энтузиазмом, ничего подобного я не видел ни на одной из предыдущих школ.

— А было важно, что школа проходила в Индии? Это как-то повлияло на твое представление о бедности?
— Было очень важно, что мы все приехали из разных стран, со своими представлениями о бедности. Общаясь друг с другом, рассказывали о своих методах и подходах. И, безусловно, было очень важно, что это происходило в Индии, где исследователи, писавшие работы по европейским или развивающимся странам, могли выйти на улицу и увидеть, что такое "крайняя бедность".
Я на третьем курсе делал работу по бездомным в Санкт-Петербурге. Приехав в Дели, увидел совершенно иной масштаб бедности, где бездомных не несколько тысяч, а сотни тысяч. Когда люди поколениями живут на улицах, создают семьи, рожают и воспитывают детей… Для меня и некоторых ребят из Европы это было шоком. Вообще же, в Индии более 60 каст, свыше ста языков, семь официальных религий, при этом социальные различия и дистанции между группами ужасающе велики.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о конференции.
— Всем участникам школы было рекомендовано остаться в качестве слушателей на ежегодной конференции "Human Development and Capability Association", которая была посвящена обсуждению вопросов о взаимосвязи между такими понятиями как равенство, интеграция и развитие человеческого потенциала.
Для меня это был первый опыт участия в международной конференции. Хорошо помню свои ощущения, когда вошел в зал на открытие конференции, где сидело более 300 ученых из 25 стран, — я был, мягко говоря, немного растерян… Кстати, среди всех этих ученых из США, Австралии, Канады, стран Европы, Азии, Латинской Америки, Африки я там был единственным исследователем из России.
В течение четырех дней конференции, кроме пленарных заседаний, шли 4—6 параллельных пленарных сессии. Обсуждали применение теории capability и human development в исследованиях, посвященных здравоохранению, образованию, политическим процессам, правам человека. Выбрать сессии было довольно трудно. Но в итоге я посетил основные сессии по тематикам, связанным с работой нашей лаборатории: неравенство в образовании, бедность и воспитание детей, доступность образования и т.д.
На конференции также создавались тематические группы, которые будут продолжать общаться по переписке. Я вступил в группу по исследованию образования.

— Какие доклады тебе запомнились?
— Ну, конечно, особое впечатление осталось от выступления премьер-министра Индии. Она рассказала о бедности, неравенстве, проблемах доступности образования, существующих в Индии, на примере Дели, а также о взаимодействии правительства Индии с ПРООН, которая представила отчет по человеческому развитию в стране.
Среди научных докладов запомнилось выступление Садии Малек из Пакистана о влиянии разных факторов на показатели здоровья населения. Этот доклад вызвал очень живую дискуссию. В частности, было указано, что исследование не рассматривает различий сельского и городского населения в каждой из стран.

— Чем оказалась полезна для тебя эта школа и конференция? Будешь ли ты применять полученные знания в дальнейшем?
— Конечно! Во-первых, теперь моя работа в России "встроена" в очень широкую международную исследовательскую перспективу.
А во-вторых, я планирую применить эти знания практически, когда буду писать магистерскую работу, посвященную проблемам неравенства в российском школьном образовании.

Беседовала Ксения Тенишева