• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары за 2009 год с участием СЛОНа

Перечень семинаров, в которых приняли участие сотрудники Лаборатории "Социология образования и науки" в 2009 году.

15-17 декабря

С 15 по 17 декабря в Лаборатории прошел интенсивный курс «Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья», в котором приняли участие как сотрудники НУЛ СОН, так и желающие студенты магистратуры соцфака. Курс вела Яна Михайловна Рощина, к.э.н., доцент Кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ (линк). Каждый из трех дней работы состоял из двух частей: три часа лекций, затем три часа практической работы за компьютером. В теоретической части были представлены основные теоретические разработки в области моделирования экономического поведения домохозяйства. В рамках практической части курса слушатели учились особенностям работы с базой RLMS (линк), на ее данных тестировали различные модели. Одним из самых больших преимуществ панельных опросов, за что их так ценят исследователи, является возможность изучать интересующую вас проблему в динамике. Так, на основе данной базы можно проследить, как менялись структура и источники доходов российского населения больше чем за 10 лет, в том числе в кризисные и пост-кризисные годы. Кроме этого, RLMS позволяет изучать целый ряд других проблем: жизненный цикл домохозяйства, человеческий капитал, экономика здоровья, распределение времени и домашнее производство, модели занятости семьи, потребление и многие другие, которые еще не затрагивались исследователями.

11 декабря

11 декабря в лаборатории прошел методический семинар «Методы измерения эффективности и качества школ», организованный НУЛ СОН совместно с Научно-учебной лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА ГУ-ВШЭ). Сотрудники двух лабораторий собрались, чтобы обсудить российские и западные методики изучения эффективности и качества общеобразовательных школ, проблемы организации проектных исследований в школах и особенности обработки качественных данных. График работы был чрезвычайно плотным: семинар продолжался с 10:00 до 18:00, программа состояла из 8 докладов, причем каждый доклад сопровождался живым обсуждением, поскольку всем участникам было что сказать – у многих из них есть собственный опыт исследования школ, а у тех, кто такую работу только планирует, есть конкретные вопросы. 

01 октября - 05 ноября

С 1 октября по 5 ноября в лаборатории прошла серия семинаров, посвященных качественной обработке данных с помощью программы NVivo. В занятиях участвовало 11 человек, среди которых были как сотрудники НУЛ СОН, так и волонтеры-студенты. Семинары вела Ксения Тенишева, обучавшаяся работе с программой на летней школе ECPR Summer School in Methods and Techniques в Любляне, Словения.

Качественные методы помогают наиболее полно изучить и описать интересующий нас объект исследования, в этом их преимущество по сравнению с сугубо количественными методами, нацеленными в основном только на подтверждение/опровержение конкретных гипотез. Таким образом, анализ интервью и текста является одним из важнейших аспектов работы социолога. Он позволяет перейти от поверхностного ознакомления с мнением информанта и ситуацией – простой описательной работы, к значительно более глубокой, нагруженной смыслом. 

21 июля 

В гости на летнюю практику приехал Василий Аникин, научный сотрудник Института социологии РАН, преподаватель ГУ-ВШЭ Москвы.

Василий Аникин рассказывал о двух исследованиях, в которых он принимал участие. Одно из исследований проводилось в крупном агрокомплексе на юге России, другое - в большом крестьянском хозяйстве при монастыре. Одной из основных тем исследований была мотивация сельскохозяйственных рабочих к труду.
Будучи специалистом в области классификации профессий, Василий Аникин высказал свои замечания и рекомендации по блоку трудовой занятости в анкете, созданной сотрудниками Лаборатории, для опроса родителей в проекте «Образовательные стратегии выпускников 9-х классов»

 

10 июля 
На летней практике состоялся семинар, посвященный Индии.

Студент магистратуры Евгений Кочкин провел 3 месяца в Индии. 
С апреля по июль он работал исследователем в одной из некоммерческих организаций Мумбая (Bombay Mother's and Children's Welfare Society). Первая часть работы проходила в Мумбае, её целью было изучение удовлетворенности клиентов этой организации, получавших различные виды социальной медицинской помощи. Для этого он брал интервью в детских садах, в раковых центрах, госпитале организации. По результатам данной работы были составлены анкеты для будущих опросов пациентов госпиталя и родителей детей, посещающих детские сады. 
Второй этап работы проходил в сельском центре организации, находящемся в Раджгурунагаре. В этом городе организация 60 лет назад построила первый женский госпиталь для тридцати окрестных деревень. На базе этого госпиталя организовано более двадцати социальных программ для детей и взрослых из бедных деревенских семей. Здесь Кочкин проводил опрос сельских домохозяйств, исследуя различные аспекты их жизни и эффективность проводимых программ. Кроме того, был проведен опрос всех учеников десятых классов четырех сельских школ с целью выяснения их норм и ценностей, отношения к учебе, планов на будущее. Всего за три месяца Кочкин взял около 25 интервью и собрал более семисот анкет.
Большой материал, подробно освещающий проделанную работу и дальнейшие планы исследования Индии, скоро появится на сайте СПб филиала ГУ-ВШЭ.

 

6 июля
На летней полевой практике состоялся второй семинар.

Обсуждение строилось вокруг текстов Роберта Сэмпсона (Robert J. Sampson ) с соавторами : “Linking the Micro- and Macrolevel Dimensions of Community Social Organization”“Beyond social capital: spatial dynamics of collective efficacy for children”
B этих статьях участников интересовали понятия и методы, которые применяются для изучения сообщества и соседства. Одним из ключевых понятий в исследованиях соседства (neighborhood) становится коллективная действенность или эффективность (collective efficacy). По Сэмпсону, она сочетает в себе две основные характеристики: во-первых, сплоченность, которая выражается в доверии между членами сообщества во время исполнения общих заданий; во-вторых, разделяемые членами сообщества ожидания успешности совместного действия. 
Коллективная действенность (эффективность) возникает при наличии определенных задач в соседстве, например, поддержание общественного порядка. Другим примером задачи соседства, которая может способствовать возникновению коллективной действенности, становится контроль за детьми. Например, если дети играют на улице, соседи присматривают за ними. 
Коллективная действенность тесно переплетается с понятием социального капитала, поэтому Сэмпсон обращается к концепции социального капитала Колмэна (Соleman ), а также к его работам в области детского воспитания. 
Сэмпсон выделяет несколько характеристик местного сообщества: межпоколенческая сплоченность (intergenerational closure), взаимообмен (reciprocal exchange), контроль (control), местный активизм (neighbourhood activism) и др. Анкета включает по несколько вопросов для каждого из этих параметров. Например, для описания характеристики «межпоколенческой сплоченности» используются такие вопросы: 
«Parents in this neighborhood know their children's friends» 
«Adults in this neighborhood know who the local children are» 
«There are adults in this neighborhood that children can look up to» 
«Parents in this neighborhood generally know each other»
«You can count on adults in this neighborhood to watch out that children are safe and don't get in trouble»
На семинаре рассматривались возможности адаптации анкет Сэмпсона к российской реальности и создания своего собственного инструментария для изучения местных сообществ.

 

4 июля 
На летней полевой практике состоялся первый семинар.

Он был посвящен теме сообщества (community), соседства (neighborhood) и социального капитала. Как эти категории могут быть использованы в нашей работе по проекту и с помощью каких методов можно их описать и измерить?
Обсуждение началось с поиска примеров разных форм социального капитала в наших полевых кейсах.
Социологи различают bonding social capital (связи в однородной социальной среде) и bridging social capital (связи между членами разных социальных сред). Первый усиливает связность однородных групп (семья, подростки со сходным социально-экономическим статусом и интересами); второй наводит мосты между подобными группами. 
Ярким примером института, производящего bridging social capital, оказывается спорт. Школьные футбольные или баскетбольные команды объединяют детей поверх социально-экономических и этнических границ. В обсуждении использовался пример из полевого опыта прошлых лет, когда трудовые мигранты (таджики с местного овощного рынка) приглашали нас посмотреть на дружеский волейбольный матч между таджикской диаспорой и сотрудниками муниципальной администрации. 
Относительность различий двух форм капитала обсуждалась так же на примере спорта – после формирования спортивной команды ее участники становятся однородной группой, и их тренировки скорее производят bonding.
Все это обсуждение было важно потому, что для работы в поле необходимо научиться видеть теоретические концепты в окружающих нас явлениях, и поэтому многие вопросы были связаны с операционализацией понятий.
Затем дискуссия перешла к проблемам определения соседства и сообщества. Сообщество -- традиционное понятие социологии, а в последнее время появляется большой интерес к изучению соседства (neighborhood) и эффектам соседства (neighborhood effects). При кажущейся простоте это очень сложные понятия – это конструкты, которые создаются для исследований, но их понимание учеными зависит от привычной инфраструктуры и территориального устройства. Поэтому для понимания исследований, которые мы читаем, а главное того, как они могут применяться к условиям российского села, на семинаре необходимо было разобраться с территориальным устройством городов и поселков в Америке.

 

3 июня
В лаборатории состоялось выступление профессора Городского Университета Нью-Йорка Нэнси Фонер.

Нэнси Фонер (Hunter College, City University of New York, США) - один из ведущих американских исследователей миграции.
Среди ее последних книг -- From Ellis Island to JFK: New York`s Two Great Waves of Immigration (2000), Islands in the City: New York (2001), In a New Land: A Comparative View of Immigration (2005). В 2000 году вместе с Рубеном Румбо и Стивеном Гоулдом Н.Фонер издала капитальный труд Immigration Research for a New Century
Нэнси Фонер больше всего известна своими сравнительными исследованиями, в первую очередь, исследованием мигрантов из Карибского залива в США и Великобритании. Она начала изучать Ямайку много лет назад. В 1960-х гг. Фонер провела на этом острове полтора года, собирая материал для кандидатской диссертации по антропологии. Затем она продолжила свои исследования в Великобритании, куда в те годы шла основная волна миграции из Вест-Индии, и в Нью-Йорке, куда переместились миграционные потоки в 1980-х гг. В Нью-Йорке Н.Фонер изучала дома престарелых, где традиционно находили работу выходцы из Вест-Индии. Результатом этого исследования стала книга The Caregiving Dilemma: Work in an American Nursing Home.
В презентации Нэнси Фонер рассказала о результатах своего многолетнего исследования иммиграции с островов Карибского бассейна, а также дала краткий очерк современного состояния иммиграционного процесса в Америке. В последние 15 лет в США вырос поток мигрантов; Америка опять, как в начале 19 века, становится «страной иммигрантов». Сейчас в больших городах США иммигранты составляют более 30 процентов населения (в Майами - более 50%). В последние годы иммигранты стали осваивать новые для себя города и штаты Юга и Среднего Запада. В докладе Н.Фонер были затронуты такие темы как причины иммиграции, роль расовых и гендерных факторов, рынки труда для мигрантов, жизненные перспективы «второго поколения», то есть детей, родившихся уже в США.

 

 

21 февраля
в СПб филиале ГУ-ВШЭ состоялся Международный семинар-дискуссия «Молодежные культурные сцены: имена - практики- солидарности».

Инициатива семинара принадлежит Научно-исследовательскому центру «Регион» (Ульяновский государственный университет) и Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки (ГУ-ВШЭ), а также социологическому факультету Университета Ворвика (Великобритания). Доклады и дискуссии были посвящены осмыслению и презентации результатов европейского проекта «Society and Lifestyles: Towards Enhancing Social Harmonisation through Knowledge of Subcultural Communities» (2005-2008 гг). Проект включал в себя 15 партнеров из 10 стран: Vytautas Magnus University (Lithuania); University of Warwick (UK); University of Salford (UK); Scientific Research Centre Region (Russia); Institute of Lithuanian Scientific Society (Lithuania); University of Central Lancashire (U.K); University of SS. Cyril and Methodius in Trnava (Slovakia); Tallinn University (Estonia); Daugavpils University (Latvia); University of P?cs (Hungary); Warsaw Agricultural University ( Poland); Dunarea de Jos University of Galati (Romania); Centre of Sociological, Political and Psychological Analysis and Investigations (Moldova).
Творческий коллектив исследователей из НИЦ «Регион» и Университета Ворвика совместно реализовывали российскую часть проекта, целью которого было увеличение знаний о субкультурных и стилевых ценностях, а также новых религиозных верований в Европе, путем исследования различных молодежных сообществ, которые репрезентируют культурно-стилевое разнообразие в новообразовавшихся государствах.
На семинаре - дискуссии творческий коллектив исследователей из НИЦ «Регион» и Университета Ворвика представляли результаты исследовательских кейсов молодежных компаний:

    • в которых употребление наркотических веществ является одной из основных повседневных практик (Воркута и Сочи);
    • в которых ксенофобные идеи являются структурообразующими (Воркута и Сочи);
    • представители которых считают себя антифа, язычниками и DIY (Санкт-Петербург).

      Формат семинара предполагал выступления исследователей и приглашенных специалистов: теоретические доклады, презентации, дискуссии и круглые столы. На семинаре выступили и приняли участие в дискуссиях и круглых столах: проф. 
Хилари Пилкингтон
       (Университет Ворвика), проф. 
Елена Омельченко
      , научные сотрудники НИЦ «Регион»: 
Юлия Андреева
Альбина Гарифзянова
Ирина Костерина
Эльвира Шарифуллина
      , сотрудники СПбФ ГУ-ВШЭ: проф. 
Даниил Александров
      , проф. 
Владимир Костюшев
       , доцент 
Виктор Каплун
      , доцент 
Александр Лисовский
      , старший научный сотрудник Лаборатории 
Михаил Соколов
      , а также Татьяна Щепанская (Смольный коллегиум СПб), Оксана Карпенко (ЦНСИ, СПб), Борис Долгин (Москва, ПОЛИТРУ), аспиранты и студенты ГУ-ВШЭ СПб.

Информация предоставлена сотрудниками НИЦ «Регион».

19 февраля 
Cостоялось первое заседание публичного социологического семинара СПбФ ГУ-ВШЭ.

С докладом «При чем здесь молодежь? «Моральные паники» и отношение власти к молодежным движениям в сегодняшней России» выступила д.соц.н. Елена Омельченко
Елена Омельченко - известный специалист по «молодежным культурным сценам» современной России. Ее докладу был предпослан эпиграф, подчеркивающий злободневность и остроту обсуждаемых проблем:
«Против нас начинается война. ОМОН гасит всех неформалов, кроме реперов и аф. …Что происходит - не знаю, но нефорские сборища чистит ОМОН» (из переписки с информантом из Санкт-Петербурга, февраль 2009).

5  февраля

Прошел открытый семинар, посвященный количественному анализу социальных сетей.

5 февраля в рамках открытого лабораторного семинара с докладом «Анализ социальных сетей методами количественного анализа» выступила Валерия Александровна Иванюшина, сотрудник программы Европейского Университета в Санкт-Петербурге Развитие социальных исследований образования в России. Валерия Александровна рассказала об основном различии между анализом социальных сетей и стандартными методами количественного анализа социологии. Различие состоит в том, что стандартные методы изучают взаимосвязи между свойствами акторов, а анализ социальных сетей выявляет структуру отношений между акторами. Графически связи и отношения между акторами можно представить в виде сети. Участники семинара узнали, какие бывают сети и из каких элементов они состоят, а также познакомились с основными концепциями сетевого анализа (например, "особые точки" и различные меры центральности) . В.А. Иванюшина рассказала, как сетевой анализ применяется в проекте НУЛ СОН «Изучение международной научной кооперации на примере программы INTAS». Были показаны сети проектов INTAS по химии и социально- гуманитарным наукам, которые отчетливо продемонстрировали разную структуру этих двух научных областей. Интересно было увидеть, как изменяются сети проектов по годам. Простые приемы позволяют наглядно увидеть "ключевые институты", то есть институты, имевшие максимальное количество проектов и самое большое разнообразие партнерских организаций. Было также упомянуто, как методы сетевого анализа применяются в наукометрии, в анализе соавторства и со-цитирования. Валерия Александровна познакомила участников семинара с двумя программами по анализу сетей: UCINET и PAJEK. Встреча завершилась дискуссией студентов и преподавателей, вызванной интересом к количественному анализу социальных сетей и возможностям его применения.


15-16 января
Прошел двухдневный семинар Василия Аникина, преподавателя ГУ-ВШЭ, посвященный исследованиям в области социальной структуры и кодификатору ISCO-88

Первым публичным семинаром в 2009 г., организованным Научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» совместно с факультетом социологии, был двухдневный семинар с приглашенным из Москвы коллегой Василием Аникиным. Василий Аникин - молодой исследователь, преподаватель кафедры социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ, который работает в различных проектах по изучению социальной стратификации в России.