• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аня Алексеева, Катя Шишова, Лиза Герм и Настя Рюрикова завершили интервьюирование бедных семей

Одна из задач заключалась в том, чтобы вернуться к семьям, с которыми проводилось интервью в 2006 году, и проследить их жизненные траектории за прошедшее время. Некоторые респонденты переехали, а кто-то из бывших информантов умер, но студентам удалось провести ряд повторных интервью. Всего была проинтервьюирована 41 семья, из них 10 –повторных и 31 – новая.

Одна из задач заключалась в том, чтобы вернуться к семьям, с которыми проводилось интервью в 2006 году, и проследить их жизненные траектории за прошедшее время. Некоторые респонденты переехали, а кто-то из бывших информантов умер, но студентам удалось провести ряд повторных интервью. Всего была проинтервьюирована 41 семья, из них 10 –повторных и 31 – новая.

Семьи, которые рассматриваются как бедные соседями и местными органами социальной защиты, это чаще всего пенсионеры и семьи с детьми. У пенсионеров жизнь в основном не поменялась, в интервью они склонны рассказывать не столько о себе, сколько о своих детях и подрастающих внуках. Что же касается семей, где родители работают и пытаются растить детей, то здесь взрослым беспрерывно приходится сталкиваться с различного рода трудностями, и одни семьи справляются сами, а другим приходится прибегать к помощи сообщества.

Настоящей «катастрофой» для такого рода семей становится подготовка к школе. Есть, например, семья, где мать одна воспитывает двоих мальчишек, которые в прошлом году вернулись из социально-реабилитационного центра. Зарплата матери (12 тысяч в месяц) уходит на оплату квартиры и на еду. Подготовка к школе, которая включает в себя покупку тетрадей, учебников, ручек, карандашей готовален, линеек, и самое страшное - костюмов для школы, выходит далеко за рамки семейного бюджета. В таких условиях могли бы помочь друзья или родственники, но друзья либо сами в таком же положении, либо пьют. Выходом может быть, если родители могут иногда занять денег на работе, в противном случае дети снова возвращаются в социально-реабилитационный центр, потому что они плохо выглядят в школе, а значит, мать не справляется с их воспитанием.

В более стабильных условиях находятся семьи, у которых есть огород, и они вкладывают в него силы, в этом случае меньше денежных средств уходит на еду. Тем не менее, жизнь таких семей тоже находится в постоянной динамике, потому что зависит не только от того, что дети постоянно растут, но и от политики школ и других образовательных учреждений. Периодические денежные сборы на ремонт, уборку, покупку мебели становятся тяжелым испытанием для семейного бюджета. В этой ситуации родители могут вести себя по-разному: одни из последних сил стараются справиться с возникшей проблемой, другие перестают посещать школу и собрания, что может формировать определенное отношение к ним у местного сообщества.