• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневники Жени Кочкина. Работа в Центре исследований политики, Индия

Сотрудник лаборатории Евгений Кочкин третий раз за последние два года поехал в Индию. На этот раз - для работы в Центре исследований политики (Center for Policy Studies). Центр исследований политики занимается самыми разными проблемами: изучением бедности, образовательной системы, религиозных сообществ, положения непривилегированных каст. В начале 2010 года эта организация открыла новый офис в городе Кочин штата Керала, и именно сюда направили работать нашего Женю Кочкина.

Сотрудник лаборатории Евгений Кочкин третий раз за последние два года поехал в Индию. На этот раз - для работы в Центре исследований политики (Center for Policy Studies). Центр исследований политики занимается самыми разными проблемами: изучением бедности, образовательной системы, религиозных сообществ, положения непривилегированных каст. В начале 2010 года эта организация открыла новый офис в городе Кочин штата Керала, и именно сюда направили работать нашего Женю Кочкина.
Новый офис должен стать центром координации социологических исследований на юге Индии, к которым предполагается привлекать талантливую молодежь колледжей и университетов штата Керала.
В обязанности Жени входит участие в подготовке официального открытия Центра (6 мая), а главное, налаживание контактов с колледжами, университетами и общественными организациями штата с целью привлечения их к дальнейшему сотрудничеству. Помимо этого он участвует в организации исследовательского проекта по изучению образовательных ожиданий индийских школьников. Эта тема напрямую перекликается с проектом Лаборатории по образовательному выбору 9-классников Приозерского района Ленобласти, в котором активно участвовал Женя. Мы надеемся, что из этого вырастет совместное сравнительное исследование образования в Индии и России.

Женя ведет блог, в котором рассказывает о своих индийских впечатлениях. Дадим ему слово:
«Уж больно Кочин не похож на всю ту Индию, которую я видел до этого. Он какой-то совсем другой - если можно так сказать, он «более европейский». Все не так - воздух не пахнет посторонними примесями, улицы чисты (насколько они могут быть чистыми в Индии), еда почти не острая, почти нет бездомных, в мини-магазинчиках стоят электронные кассы и компьютеры, много вполне европейских таких кафе... Цены на все процентов на 30-50 выше, чем в Мумбае, но зато, что странно, никто не пытается тебя обмануть. Люди - это то, что здесь удивляет больше всего – они очень спокойные, почти безэмоциональные. Хотя здесь все-таки присутствуют такие неотъемлемые атрибуты Индии, как кровожадные москиты, жара с повышенной влажностью и гуляющие где им вздумается коровы…» (March 16, 2010)

«Чем больше узнаю об Индии, тем большее понимаю, что это страна одновременно живет в трех измерениях: настоящем, прошлом и будущем. Так такие штаты, как Утра Прадеш и Бихар, это ее прошлое, с зашкаливающими показателями бедности и неграмотности населения, преступности и т.д. Махараштра и Гуджрат - ее настоящее. А Керала – это модель будущего этой страны. Те изменения, к которым стремятся в других штатах, тут уже произошли: всеобщее доступное и качественное образование, высокая доля среднего класса, широкий спектр доступных иностранных товаров. Переполненные недешевые кафе и рестораны, торговые улицы, небольшие супермаркеты и фитнес-центры в любом районе города и т.д. Хотя иногда это смотрится нелепо и карикатурно. Так, по утрам, идя на работу, можно заметить стремящихся сохранить свое здоровье и физическую форму людей на пробежке. Вы когда-нибудь видели женщин в сари и кроссовках? Оставляет сильное впечатление…» (April 10, 2010)

«Сделав дневную работу за ночь, я высвободил время для похода в местную публичную библиотеку в поисках книг по нужной тематике. В этой чудной стране почему-то часто так бывает: ты читаешь описание чего-либо на бумаге, строишь определенные ожидания, а реальность потом совсем им не соответствует. Так, описание центральной библиотеки Кочина на одном из сайтов выглядело следующим образом: "Ernakulam Public Library has been part of the social and cultural fabric of Ernakulam, and surrounding communities since 1869. Ernakulam Public Library have a modern ambience, efficient service and facility supplemented by courteous staff. Apart from providing the best of reading materials, we also provide conduct cultural activities like holding lectures, seminars, youth festivals and other cultural functions. The Ernakulam Public Library has organised a number of such activities"
Собрав с собой ноутбук, список авторов, которых нужно прочитать в ближайшее время, ежедневник и еще какую-то ерунду (типа двух паспортов, фотографий, письма от принимающей стороны, копий визы – мало ли что могло понадобиться, чтобы получить читательский билет), я вышел из дома. От моего дома до библиотеки было около 3 километров, поэтому я решил проехаться на рикше. Когда рикша подъехал к нужному месту, я сначала подумал, что он сильно ошибся и почему-то привез меня на вокзал или автобусную станцию, хотя вывеска на обшарпанном маленьком неказистом здании гласила об обратном. Сразу бросилось в глаза большое количество людей, которые стояли у здания библиотеки и читали привязанные бечевками к стендам местные газеты. Этих людей я сначала и спутал с ожидающими автобуса или поезда. Немного помешкав, я зашел внутрь, где сидел местный житель в окружении мешков и сумок. Посмотрев на меня с недоумением, он спросил, из какой я страны, безразлично выслушал ответ и сказал: upstairs, после чего указал на мой рюкзак и на кучу сумок. Ну upstairs так upstairs. Я оставил у него рюкзак со всем имуществом, взяв только загранпаспорт и ежедневник, и поднялся этажом выше. На этаже выше оказалось два зала – зал местных и национальных газет с журналами; и собственно зал с книгами. Зал с журналами и газетами был почти полон, в нем сидели и стояли мужчины разных возрастов и что-то читали. В зале книг стояли три стола и много стеллажей с книгами преимущественно на английском. За одним столом сидела явно смотрительница зала. Она посмотрела на меня и сделала типичный для индусов жест рукой – что, мол, надо. Я ей показал паспорт и сказал, что ищу книги про историю образования в Индии. Она пролистала паспорт, указала нужный стеллаж и быстро потеряла ко мне интерес. Я тоже потерял к ней интерес и погрузился в поиски. Так как у библиотечных окон не было стекол, а библиотека находится рядом с весьма оживленным переулком, книги в нужном мне стеллаже были покрыты толстым слоем пыли. Так что после работы с ними мои руки были черны, как у тракториста, кочегара или шахтера.
Найдя штук пять интересных изданий, я пошел к столу. Было сразу видно, за какой стол садиться: за одним из двух столов сидели только мужчины, а за другим только женщины – все что-то читали, конспектировали. Три из пяти найденных книг оказались весьма подходящими, так что я провел день в этом чудном месте совсем не зря. Когда я вышел из читального зала, дяди-аборигена, охраняющего сумки посетителей, на месте не оказалось. Так что я в принципе вполне мог взять любую. Но мне мой рюкзак с паспортом и ноутбуком оказался дороже – и я выбрал его. Хорошее место, скоро пойду туда снова – правда уже подготовленным». (March 18, 2010)

В один из выходных Кочкин отправился на фестиваль, где он собирался сфотографироваться верхом на слоне. Покататься, правда, не удалось:
«К сожалению на фестиваль мы добрались уже ночью, и слоны были уже достаточно утомлены. Поэтому садиться на слона было достаточно-таки опасно. Я сфотографировался пока только рядом со слоном, но так как было темно - фотография получилась не очень хорошего качества».