• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эдуард Понарин: мне нравится преподавать на летних школах – чувствуешь свою востребованность

Летние школы – известный и эффективный инструмент повышения квалификации молодых (и не очень) преподавателей и аспирантов. Сотрудник лаборатории Э.Д. Понарин активно участвует в летних школах в качестве лектора. Лето еще не началось, а наш коллега уже успел прочитать свои лекции на двух летних школах, проводившихся при поддержке программы HESP ReSET. ReSET (расшифровывается как Regional Seminar for Excellence in Teaching) – это программа для поддержки международной кооперации между университетами и развития профессионального мастерства молодых преподавателей.

Летние школы – известный и эффективный инструмент повышения квалификации молодых (и не очень) преподавателей и аспирантов. Сотрудник лаборатории Э.Д. Понарин активно участвует в летних школах в качестве лектора. Лето еще не началось, а наш коллега уже успел прочитать свои лекции на двух летних школах, проводившихся при поддержке программы HESP ReSET. ReSET (расшифровывается как Regional Seminar for Excellence in Teaching) – это программа для поддержки международной кооперации между университетами и развития профессионального мастерства молодых преподавателей.
Первая школа, «Социальное неравенство и исключенность после распада СССР: региональный аспект», под руководством Ирины Молодиковой, идет уже третий год и представляет собой программу семинаров для преподавателей высших учебных заведений из стран СНГ. 14 апреля в Минске прошел заключительный семинар этой программы, на котором Эдуард Дмитриевич представил свой доклад и провел мастер-класс на тему «Методология исследования этнических проблем». В Ставрополе, в рамках той же летней школы, с 22 апреля по 24 апреля проходили заключительные занятия для молодых преподавателей, которые удалось провести на оставшиеся средства. На этом мероприятии Эдуард Дмитриевич прочел сжатый курс лекций, который был посвящен исламу, национализму и Кавказу.
Другая школа - «Методологические семинары по сравнительным исследованиям в политической науке» под руководством Анны Тарасенко – также организована в рамках программы HESP RеSET. На этой школе Эдуард Понарин рассказывает о применении количественных методов в политологических исследованиях, а также об институциональном подходе к этническим проблемам. Кроме этого, он принимает участие в обсуждении собственных исследовательских проектов участников. Заключительная школа по этой теме состоится в июне на Алтае.
Мы поговорили с Эдуардом Дмитриевичем и узнали его мнение о необходимости летних школ вообще, а также он рассказал нам подробнее о каждой из школ, в которых он принимал участие в качестве приглашенного преподавателя.

 

- Как Вы считаете, зачем нужны летние школы? 

- Дело в том, что в региональных вузах не очень хорошая подготовка у преподавателей в области социальных наук . Но всегда есть преподаватели, которые интересуются наукой и хотят достичь чего-то большего, чем им дают, и для таких людей подобные летние школы -- хорошая возможность повысить свою квалификацию. Как правило, для преподавания в таких летних школах собирают действительно хороших преподавателей-профессионалов из разных ВУЗов и разных стран. Лично мне нравится преподавать в летних школах, так как это подтверждает мою востребованность. Мне вообще нравится преподавать, и когда я вижу, что есть какой-то результат, отдача, что люди интересуются, это здорово. Ведь на летних школах люди собираются по желанию, а не по принудиловке, и интерес у участников неподдельный. Всегда приятно преподавать людям с хорошей подготовкой и сильной мотивацией.


- Расскажите про мастер-класс, касающийся этнических проблем, который Вы провели в Минске.
- Прошел он хорошо, задавали много вопросов. Я много говорил о проблеме миграции, а это очень актуальная тема сейчас, не только для России, но и для Белоруссии (хотя, может быть, пока и в меньшей степени из-за различий как в экономическом, так и в демократическом развитии). Поэтому этнические проблемы – как люди разных этничностей могут жить вместе – являются актуальным.


- А в Ставрополе Вы представили курс лекций, который касался неожиданно и Кавказа. С чем это связано?
- Хотя я не являюсь специалистом по Кавказу, но я рассказал слушателям из Ставрополя о своих исследованиях в Татарстане и Турции. Показал теоретическую модель, построенную на этих исследованиях -- как могут быть связаны ислам и национализм. В заключительной части мы уже в интерактивном режиме вместе со слушателями обсуждали проблемы Кавказа. Поскольку Ставрополь – это Кавказ, соответственно люди заинтересованы в местных проблемах, и моя задача была в том, чтобы дать им приемлемую теоретическую базу для осмысления их проблем. То есть я познакомил их с современными теориями национализма, а потом с помощью этого инструмента предложил им ракурс, с помощью которого можно смотреть на ислам. Еще Э. Геллнер говорил о том, что национализм – это гражданская религия. И на религию можно смотреть как на особый вид национализма, хотя, конечно, у них есть значительные отличия. Религия более универсальна, но, тем не менее, у национализма и религии много общего. Наибольший интерес у слушателей вызвало сравнение Турции и России, потому что это было неожиданно. Я рассказал им о Турции, каким образом из религиозного она превратилось в национальное государство. Мы проводили параллели с Россией. Потому что у России сейчас та же задача – она пытается превратиться в национальное государство. Эти курсы завершили трехлетний цикл школ по методологии исследований в сравнительной политологии. Однако по инициативе коллеги с Алтая, которая также преподавала на этих школах, этим летом в конце июня у меня запланирована поездка в Алтайский университет, где я прочитаю несколько лекций по национальным проблемам.


- Скажите как преподаватель летней школы, что нужно, чтобы знания, полученные во время летней школы, закрепились?
- Ну во-первых нужно иметь какой-то свой собственный исследовательский проект. Именно в своем проекте легче и лучше всего применить все знания, навыки и умения, которым обучают во время летней школы. Таким образом, если сразу что-то попробовать, то оно не забудется и станет действительно тем, что сейчас называют «компетенция» - не просто знания, но еще и компетенция. Для того чтобы знания, полученные в летней школе закрепились, нужно просто хотеть чему- либо научиться. И желательно, как я уже сказал, иметь исследовательский проект, на котором можно будет сразу приложить всё, чему учат. Кроме того, неформальное общение, которое неизбежно возникает во время летних школ, помогает профессиональному росту, так как завязываются какие-то связи и контакты, появляются возможности для совместных проектов.


Беседовала Юсупова Гузель