• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полевое лето 2008

Участники летней практики 2008 года делятся  своими впечатлениями, рассказывают о приобретенных навыках и знаниях, и подытоживают проделанную работу.

Мы задали студентам и преподавателям три вопроса про Практику-2008 и вот что мы услышали:

Что было
самым полезным
в летней практике
2008 г.?
 Что было
самым трудным
во время летней практики
2008 г.?
 Самый яркий
и/или веселый момент
за летнюю практику
2008 г.?
 — Полезной была сама возможность делать то, с чем до этого приходилось сталкиваться лишь как-то поверхностно и случайно. придумывать опросники, идти с ними к информантам, общаться, наблюдать. именно быть в поле.

 — Самым полезным для меня в этом году оказалось то, что я узнала, что могу общаться с разными людьми, независимо от их социального положения и должности (готовить я научилась на прошлой практике=))

 — Общение с людьми, причем, как в лаборатории, так и вне её. Ещё семинары и обсуждения: часто взятое интервью встраивается в общую теорию и это красиво

 — Научиться мыть посуду в холодной воде, спать под звуки там-тама

 — Практика, интервьюирование,+ свежий воздух и пляжи, семинары Титаева по методологии, которые были по воскресениям

 — Самым полезным, я думаю, является то, что мне пришлось работать в местах, в которые я никогда бы не пошла сама (социально-реабилитационный центр, детский дом). До этого лета они представлялись мне чем-то ужасным и невероятно закрытым. Как оказалось, все мои опасения были напрасными. Однако, чтобы убедиться в этом, ришлось немного «сломать» себя)

 — Пребывание в «поле» и регулярное общение со студентами

 — Мне кажется, что в этот раз как никогда, раскрылись участники практики. Почти все были знакомы друг с другом до поездки: мы вместе проводили семинары, работали в проектах. Но только в Сосново, пожив вместе бок о бок, по-настоящему узнали своих коллег и товарищей. Кто-то по-новому открылся не только для своих коллег, но и для себя.
  — Самым трудным было преодолеть «культурный шок» (когда первый раз оказалась в детском доме)



 — Дежурить!



 —То, что в моем присутствии многие студенты предпочитают молчать



 — Постоянно находиться в окружении людей.



 —Самым трудным для меня был первый полевой опыт. в первый день никто не хотел давать интервью. очень расстроилась и думала, что больше вообще не буду этим заниматься :) но первый блин всегда комом, дальше - легче и интереснее.)



 —Самым трудным были бытовые трудности. каждый день мыть за всеми посуду в холодной воде было даже труднее, чем общаться с самыми криминальными детьми в детском доме))
  — Поездки по поселкам приозерского района на старых красных «Жигулях».


 —Самый яркий момент, был пожалуй, когда мы долго жили в начале практики немногочисленным коллективом, а потом резко оказалось много народу. Приехало сразу человек 7-8. тогда вечером мы сидели все вместе и общались. Это был самый яркий момент)))))


 —Самые яркие моменты перетекли в поле, для меня, наверное, это дети из центра, с которыми пришлось много разговаривать.


 —Игра «в шляпу»


 —Без сомнения, это последний полевой семинар. Тогда в поле оставалось совсем немного студентов. Мы взялись обсуждать статью Ф.Штоке, актуальную для проекта СЛОНа по 9-тиклассникам. Собрались к вечеру в доме за чаем, и 7 часов кряду обсуждали статью, дизайн и результаты немецкого проекта, их значимость и возможность применения на наших данных. Было невозможно остановиться, хотелось постичь суть модели, которую используют западные ученые, разобраться во всех тонкостях применяемого ими статистического анализа, понять, что полезного для нашего проекта можно почерпнуть в их исследовании. Мне кажется, что все участники семинара получили тогда удовлетворение от настоящей научной работы. Каждому было что сказать: к тому моменту уже все пробовал взять интервью у учащихся или их родителей на тему образовательного выбора и за лето серьезно погрузились в эту проблему. Это был самый яркий пример полевого энтузиазма… ну, за исключением еще одного бытового примера, о котором упомянуть здесь невозможно :).


 —Самым ярким было изготовление плова с помощью информантов (узбечек, трудовых мигрантов)


 —Ощущение общего научного дела и понимания на семинаре по статье про образовательные выборы

 —Это лето у меня ассоциируется с дорогой. мы объездили практически весь район, открывая для себя удивительные места и неожиданные вещи - огромный и очень красивый поселок вдали ото всех основных дорог, ДК в отлично сохранившемся финском костеле и т.п. И одновременно мы работали, мы за день успели пообщаться с таким количеством людей, что сейчас они представляются мне неким ярким калейдоскопом лиц. и, пожалуй, второе яркое воспоминание этого лета - тренинги и семинары с Кириллом Титаевым. особенно запомнился, конечно, тренинг русского общения. это были очень веселые и далеко не бесполезные "предприятия", которые научили нас многим прикладным и не очень вещам)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ПРАКТИКИ 2008

«Рубеж 9 класса: образовательные выборы и горизонты»

В рамках этого проекта практиканты Лаборатории беседовали в поселках района с выпускниками девятых классов и их родителями об их выборе дальнейшего обучения, а также брали интервью у директоров школ. Какой существует спектр выборов у девятиклассников? От чего зависит их выбор дальнейшего образовательного пути? Как можно замерить их социальные горизонты?

«Образовательные и социальные траектории детей, находящихся в социально опасной ситуации»

В течение практики в этом проекте студентам представилась уникальная возможность поработать в социально-реабилитационном центре и детском доме. Там они брали интервью у детей, их близких и работников центра. Студенты искали ответы на вопросы: как функционируют детский дом и реабилитационный центр, как туда попадают дети.
В ходе исследования был собран большой объем уникальных данных из разных источников о социальных траекториях детей.

На фотографии: студентка 3 курса Анна Алексеева
берет интервью у одного из подопечных Социально-реабилитационного центра

«Рынки»

 Помимо исследований образования, группа участников практики проводила пилотажное исследование провинциальных рынков. Они использовали три метода: наблюдение, брали интервью у продавцов и опрашивали покупателей. В итоге удалось составить портреты "торговца на рынке" и "покупателя", выявить практики, распространенные на рынке, например практики взаимовыручки или практики подавления скандалов.
На 1 фотографии: Один из рынков в районе
На 2 фотографии: Волонтер студенческой практики Александр Пронин и студентка 1 курса Анастасия Васенина рассказывают на полевом семинаре о результатах, где успели побывать

СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ

 Помимо непосредственно самой полевой работы, практиканты принимали участие в семинарах и тренингах, на которых учились правильно задавать вопросы, видеть недостатки и достоинства методов социологических исследований. При помощи студентов старших курсов и руководителей практики новички научились не только брать интервью, но уже к концу практики принимали участие в разработке гайдов. 

 

Особенно всем студентам понравились и запомнились тренинги сотрудника Лаборатории Кирилла Титаева по двойной рефлексивности и по работе с интервью: методике текущего анализа. Благодаря тому, что тренинги проходили прямо в поле, только что полученные знания студенты сразу же могли применить и отработать навыки на практике. Это значительно ускорило процесс обучения и отлично сказалось на результатах работы.
Студенты, перешедшие на второй курс, побывали на практике впервые. Оказавшись в поле, они встретили немало трудностей: было сложно преодолеть смущение и заговорить с незнакомым человеком, позвонить в квартиру и взять интервью у родителей девятиклассников.

На фотографии: Кирилл Титаев, младший научный сотрудник лаборатории
 

Быт

 Каждое утро студенты получали задания от руководителей и отправлялись в поле. Многим приходилось ездить на электричке. За ужином каждый делился со всеми своими полевыми находками, интересными наблюдениями.

 

 Жизнь в поле необычайно весела и очень объединяет живущих одним бытом. Никто не оставался без дела: днем кто-то оставался в доме готовить обед, кто-то делал уборку. Затем вечером студенты писали полевые отчеты. Кроме рабочих моментов были увлекательные киносеминары, велосипедные прогулки, песни под гитару и водные процедуры.

В практике 2008 года приняли участие:

Анна АгафоноваАнна Алексеева

Анастасия

Богданова

Анастасия

Васенина

Диляра Валеева
     
 Елизавета Герм

 Екатерина

Изместьева

 Юлия Яндунен Евгений Кочкин Дмитрий Лайус

 
Ксения ТенишевАнастасия РюриковаТамара ПетроваИрина Фёдорова