• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

International Summer School 2014 "Social Network Analysis"

С 8 по 13 августа в Санкт-Петербурге прошла третья летняя школа по SNA.

В этом году состоялась уже третья международная летняя школа "Social Network Analysis". Школа прошла с 8 по 13 августа 2014 года и на этот раз в программе был не один, а два параллельных курса: «Methods in Network Analysis» и «Networks in Academia, Science and Technology». На занятиях студенты летней школы знакомились с теорией сетевого анализа, а также выполняли практические задания. Студенты могли в любое время обратиться к преподавателям школы за помощью или дополнительными консультациями.

Студенты, выбравшие первый курс, осваивали базовые методов сетевого анализа под руководством Стенли Вассермана и Валентины Кусковой.

Второй курс был организован Лабораторией «Социология образования и науки» и посвящен применению наукометрических сетевых методов. Для исследователей науки объектами анализа являются научные публикации и связи между их авторами. Связь может быть основана на цитировании, одностороннем или взаимном, или может быть результатом совместной работы нескольких исследователей, опубликованным как их общий труд.

Второй курс школы открывала лекция голландского ученого Nees Jan van Eck из Центра исследований науки и технологий в Лейденском университете. Van Eck является разработчиком программ, которые можно использовать для анализа данныхWeb Of Science. На летней школе Van Eck рассказывал, как работать с VOSviewer и CitNetExplorer. С помощью VOSviewer ученые, занимающиеся наукометрией, могут построить карты, основанные на ключевых словах из абстрактов или названий статей по интересующей их теме. Таким образом, можно узнать, какие тематики относящиеся к определенной научной сфере, наиболее популярны и уже хорошо изучены другими исследователями, а какие, наоборот, описаны не очень подробно и требуют дальнейшего изучения. Кроме этого, можно нарисовать сети цитирования между различными авторами или сети, основанные на соавторстве ученых. CitNetExplorer может быть использован и для более глубокого понимания, как устроены сети цитирования между авторами, работающими в одной сфере или сферах очень близких друг к другу. Эта программа позволяет по годам определить, какой исследователь является основоположником определенной тематики, а какие ученые повлияли на развитие и популяризацию данной темы.

Другой исследователь социальных сетей Alireza Abbasi приехал на школу из Канберры. Он очень подробно рассказал студентам про основы сетевого анализа. В первую очередь, он подробно объяснил всем главные понятия из математической теории графов, без которых погружение в мир сетевого анализа, как минимум, затруднено. Кроме этого, он постоянно давал студентам небольшие задания на построению сетей, чтобы отработать навык и это не вызывало ни у кого затруднений. В ходе занятий ученый подробно рассказал про методики сбора данных для составления сетей, основные программы, необходимые для наглядного отображения собранного материала и рассмотрел классические научные работы, в которых исследователи использовали сетевой анализ.

Третьим преподавателем, проводившим занятия на летней школе, был Бенжамин Линд, который сейчас работает в московской Вышке. Линд познакомил студентов с языком программирования R. В своих презентациях исследователь подробно рассказывал о структуре скриптов, которые можно использовать для построения сетей, а также наглядно продемонстрировал, как эти скрипты работают. На занятиях, которые проводил Линд, студенты смогли поработать с различными интересными базами, а также узнать обо всех важных элементах сети и о различных метриках, с помощью которых можно проанализировать взаимоотношения различных объектов сети. Также студенты научились визуализировать данные с помощью R.

Помимо основных занятий на летней школе, студентам также была дана возможность по желанию презентовать свое исследование, в котором они использовали или собираются использовать сетевой анализ. Это было, безусловно, очень полезно для всех выступающих, потому что после каждого выступления можно было услышать комментарии от других студентов и преподавателей, касающиеся проделанной работы, а также получить советы по тому, как можно усовершенствовать свой проект. В ходе презентаций был освещен большой спектр тем, начиная от онлайн-игр и заканчивая сетями, образованными между террористическими организациями. Стоит отметить, что свои работы презентовали не только состоявшиеся ученые, но и начинающие исследователи со второго курса факультета социологии.

Подготовил Вадим Воскресенский