• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар-тренинг "Метод интервью: техники и правила полевой работы"

Этот день стал первым, когда практиканты выходили в поле. «Новички» получили первый опыт наблюдения в близлежащих поселках, где перед ними стояла задача за короткое время собрать информацию о социальном портрете поселка и презентовать результаты своим коллегам. С понедельника они будут брать интервью с учениками местных школ.

Этот день стал первым, когда практиканты выходили в поле. «Новички» получили первый опыт наблюдения в близлежащих поселках, где перед ними стояла задача за короткое время собрать информацию о социальном портрете поселка и презентовать результаты своим коллегам. С понедельника они будут брать интервью с учениками местных школ.
В помощь начинающим полевикам был организован большой семинар и тренинг по проведению интервью. Сначала Света Савельева, которая проводит полевую практику уже 5-й год, рассказала о том, что это такое, какие бывают интервью и для чего они нужны, а также об этике полевых исследований и принципе анонимности. Конечно, стать интервьюером можно только много практикуясь, и большая часть обучения самостоятельная – через опыт и саморефлексию. Однако в самом начале уже можно предостеречь новичков от распространенных ошибок. Света разложила технические моменты проведения интервью на несколько пунктов, о которых рассказала очень подробно: как подготовиться и правильно выбрать место для интервью, как лучше всего начать беседу, как завершить беседу, каким образом и зачем необходимо вести полевой дневник.
Отдельный ее рассказ был посвящен этапам развития интервьюера, возможным стилям поведения социолога при интервью, об эффекте интервьюера и способах его устранения. Были описаны типичные проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в ходе интервью и их возможные решения. Предвосхитив сакраментальный вопрос новичков, каковы могут быть причины того, что люди согласятся на интервью, Света рассказала о том, как мотивировать людей принять участие в исследовании. Целью рассказа было максимально подробно рассказать об интервью, чтобы подготовить студентов к неизбежному при обучении самостоятельному набиванию «шишек».
Особое внимание было уделено ведению полевого дневника. Важно с самого начала уяснить, что ведение дневника – самая значимая часть полевой работы. Обычно его написание занимает столько же времени или больше, чем само наблюдение/интервью. Кроме того, что дневник фиксирует информацию, которую невозможно записать на диктофон, превращая наблюдение в эмпирический материал, его ведение имеет и другую функцию. Дневник – отличный способ психологической разгрузки для исследователя, а также возможность взглянуть на свои наблюдения в спокойной обстановке, проанализировать собственные действия. Вести полевой дневник – этому умению обучается каждый студент, приехавший на практику.
После семинара состоялся тренинг по проведению интервью. Новичкам-первокурсникам предстояло взять интервью в учебных условиях. Опытная Света разыгрывала самых разных информантов, демонстрируя возможные сбои при проведении интервью и то, как вообще могут себя вести интервьюируемые – быть замкнутыми, односложно отвечать на вопросы или же чрезмерно разговорчивыми. Студентам пришлось это испытать на себе и прямо на месте попытаться разрешить ситуацию. Старшие коллеги подробно разбирали каждое учебное интервью, останавливаясь на удачных и неудачных моментах, чтобы новичкам было проще «в бою».
В следующей части тренинга Женя и Света разыграли ситуацию, когда респондент отказывается от интервью. В этой инсценировке были показаны основные приемы уговаривания на интервью. После чего студентам так же было предложено попрактиковаться в уговорах, чтобы каждый мог понять тонкости организации полевого интервью.