• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги семинара "Междисциплинарные исследования этничности"

В пятницу, 29 октября, в СПбФ ГУ-ВШЭ состоялся семинар «Междисциплинарные исследования этничности», организованный при поддержке Дирекции академического развития. С докладами выступили сотрудники различных факультетов и подразделений ГУ-ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге.

В пятницу, 29 октября, в СПбФ ГУ-ВШЭ состоялся семинар «Междисциплинарные исследования этничности», организованный при поддержке Дирекции академического развития. С докладами выступили сотрудники различных факультетов и подразделений ГУ-ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге. Так, Жаргамла Жалсанова (кафедра немецкого языка ГУ-ВШЭ) рассказала об исследовании гендерных стереотипов в русской и бурятской культуре с помощью психолингвистического эксперимента. Александр Татарко (факультет психологии ГУ-ВШЭ) представил культурно-психологические особенности восприятия социального капитала и социальных институтов среди 5 различных этнических групп России (русские, башкиры, армяне, дагестанцы, чеченцы). Ольга Павленко (факультет психологии ГУ-ВШЭ) в своем выступлении описала 10 типичных поведенческих сценариев и их социально-психологические и лингвистические основы в этнических установках на примере русских и балкарцев. Лусине Григорян (магистрант факультета психологии ГУ-ВШЭ) проанализировала причины интолерантности на этнической почве и их психологические предикаторы. Все три доклада были подготовлены на материалах Лаборатории социально-психологических исследований (ГУ-ВШЭ).



Раиса Акифьева (факультет социологии СПбФ ГУ-ВШЭ) рассказала о роли акцента при отнесении индивида к той или иной этнической группе, данные были собрании про помощи классического социолингвистического эксперимента парных масок. Исследование было выполнено в рамках когнитивного подхода к изучению предрассудков и стереотипов, в качестве рабочих групп были выбраны украинцы и грузины, как наиболее известные школьникам, принимавшим участие в исследовании.
Елена Лярская и Александра Пиир (Европейский университет в Санкт-Петербурге) представили результаты своих наблюдений и интервью в школах. Целью их исследования было составить собирательный образ ученика-мигранта в глазах учителей. Ученики с этническими корнями нередко оказываются между двух огней: с одной стороны стоит необходимость интегрироваться, стать «своим», а с другой - не перенять «дурного», ведь нормы русских школьников могут быть как позитивными, так и негативными (выпивка, курение). Согласно их выводам, учащийся-мигрант в глазах учителей -- это сложная педагогическая задача, пугающая, но решаемая, в целом такие дети описываются как хорошие прилежные ученики, но при этом носители чужой культуры, которая воспринимается учителями как более устойчивая и потому опасная.



Влада Баранова (факультет социологии СПбФ ГУ-ВШЭ)докладывала о стратегиях сохранения языка среди этнических меньшинств Российской Федерации. Отдельно она остановилась на феномене двуязычия как основного инструмента конструирования этничности среди некоторых групп. Язык для таких групп становится символом этничности, маркером солидарности, при этом владение языком группы не является обязательным, значение имеет отнесение себя через язык к тому или иному этническому сообществу, декларирование языка как родного.

Научно-учебную лабораторию «Социология образования и науки» на семинаре представляла Валерия Иванюшина. Она рассказала о результатах исследовательского проекта, который Лаборатория проводит с 2008 года (на всех этапах исследование поддерживалось Центром Фундаментальных Исследований ГУ-ВШЭ). Масштабный проект посвящён изучению влияния этничности, миграции семьи и ее социально-экономического статуса на образовательные стратегии, планы школьников и формирование их социальных связей (собирались интервью с учениками, родителями и учителями, а также проводился анкетный опрос учеников). В данный момент Лаборатория занимается анализом данных, собранных в 2010 году в 150 образовательных учреждениях. Доклад был основан на предварительном анализе некоторых данных, собранных в 2010 году и результатах 2009 года.
Доклад начался с ответа на вопрос «Кто такие мигранты?» «Классическое» определение подразумевает, что мигранты – это те, кто родились на территории другого государства; и ребенок, имеющий хотя бы одного родителя, родившегося за пределами того государства, где его семья проживает, является мигрантом второго поколения. Однако данное, широко распространенное в зарубежных исследованиях терминологическое обоснование совершенно не подходит для современной России, которая еще не так давно была одной из республик в составе СССР. Это создает некоторые проблемы в определении объекта исследования, так как часто жители соседних государств не воспринимаются как мигранты (например, немцы, прибалты, фины, украинцы, белорусы), а приезжим из южных регионов Российской Федерации навешивается нелегитимный ярлык «мигрант».

Валерия Иванюшина рассказала о стратификации школ Санкт-Петебурга, которая была выявлена исследователями. Частота расположения школ в городских районах, когда по месту жительства учащийся может быть зачислен не в одну школу, а в несколько, сказывается на расслоении образовательных учреждений. Школы с повышенным статусом имеют возможность выбирать учеников, прибегая к различным уловкам. Зачастую такие школы оказываются закрыты для детей из семей иноэтничных мигрантов. Чаще всего они отправляются в школу, которая испытывает проблемы с набором учеников и, в условиях подушевого финансирования, оказывается заинтересованной в каждом ребенке.

Социально-экономический статус (СЭС) школы, как оказалось, сильно связан с количеством учащихся в школе: чем их больше, тем существеннее процент обеспеченных родителей с высшим образованием. Кроме того, СЭС зависит от статуса школы: есть «простые школы» и «статусные школы», к которым относятся гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. В школах повышенного статуса отток учащихся после 9 класса практически отсутствует, чего нельзя сказать о маленьких школах, где распространенной стратегией является уход после 9 класса в ПТУ или ССУЗ.

 

Результаты исследования демонстрируют позитивную статистику: по ряду блоков вопросов, посвященных ценности образования, увлеченности занятиями и учебой, отношению к анти-школьной культуре и успеваемости, дети мигрантов демонстрируют либо сходные, либо даже более высокие показатели в сравнении с остальными детьми. Абстрактное «образование» важно для них так же как и для учащихся, родители которых не являются приезжими. При этом они больше времени и сил отдают учебе, они готовы заниматься дополнительно на факультативах или самостоятельно, стремятся исправлять свои оценки на более высокие, и в целом более увлечены учебным процессом. Русский язык дается таким детям сложнее чем, например, математика, однако статистически значимой разницы по среднему баллу между сравниваемыми группами не было обнаружено. Сопутствующим показателем является в большинстве случаев бóльшая лояльность учителям и школе как институту, готовность следовать правилам и предписаниям. Нередко сами учителя описывают «обычного русского школьника» как более проблемного, далекого от примера для подражания.

Были представлены так же результаты анализа социальных сетей 66 классов. В начале проекта исследователи предполагали, что этничность будет важным фактором в формировании дружеских сетей среди одноклассников. Однако эта гипотеза была опровергнута. Типичная карта отношений между одноклассниками: мальчики больше дружат с мальчиками, а девочки – с девочками, при этом почти в каждом классе будет 1-2 человека, которые общаются со всеми. На формирование дружеских сетей гораздо больше, чем этничность, влияют другие факторы (например, гендер). По крайней мере, такова картина в школах, которые попали в исследование.

Эти и другие любопытные результаты позволяют сформулировать различные гипотезы о влиянии этничности, миграционной истории и СЭС семьи на образовательные притязания ребенка и формирование его социальных сетей на уровне класса. Чтобы, например, сравнить, как влияет обычный переезд русскоязычной семьи из города в город и факт миграции иноэтничной семьи, требуется более сложный и масштабный опрос. Поэтому Лаборатория планирует в 2011 году новую волну опросов в гимназиях и общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Подмосковья.

Хотя аудитория слушателей семинара была небольшой, собрались самые заинтересованные. Специалисты в изучении этничности делились открытиями в своих дисциплинах. Здорово, что инициатором такой дискуссионной площадки стал именно наш университет.

Подготовила Екатерина Кулдина