• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о летней школе в Бамберге

Сотрудница СЛОНа и магистр первого курса Ксения Тенишева посетила летнюю школу посвященную исследованиям образования в Бамберге, Германия. Третья международная летняя школа эмпирических исследований образования была организованна профессором университета Бамберга Dr. Volker Stocké. Тематика работы школы была посвящена институциональным и контекстуальным детерминантам оценки успеваемости, образовательных решений и обучения. Одна из основных задач мероприятия был создание условий для активного обмена опытом всех ее участников – как профессоров и лекторов, так и студентов.

tl_files/news/00000000/header_uni.jpg

Сотрудница СЛОНа и магистр первого курса Ксения Тенишева посетила летнюю школу посвященную исследованиям образования в Бамберге, Германия. Третья международная летняя школа эмпирических исследований образования была организованна профессором университета Бамберга Dr. Volker Stocké. Тематика работы школы была посвящена институциональным и контекстуальным детерминантам оценки успеваемости, образовательных решений и обучения. Одна из основных задач мероприятия был создание условий для активного обмена опытом всех ее участников – как профессоров и лекторов, так и студентов. 

Школа длилась всего четыре дня (с 21 по 24 сентября), но участники успели на ней узнать и обсудить очень многое. Занятия начинались в 9.30 утра, а расходились участники после 10 вечера. Каждый день начинался с четырех лекций приглашенных профессоров, приехавших на школу из разных стран. Это были преимущественно ученые Северной Европы и Германии. Вечером отводилось время для обсуждения проектов участников. Обсуждались как результаты уже проделанной работы, так и планы новых исследований. Очень важным и полезным было активное участие в этих дискуссиях лекторов. 

Как сказал Volker Stocké в своей заключительной речи, эта школа охватила большой спектр тем, что позволило всем взглянуть на институт образования с разных точек зрения и позиций. Лекции были посвящены исследованиям, касавшимся разных уровней образования (от дошкольного до старшей школы), разных проблем (детерминанты образовательного выбора; механизм трекинга и группировки учащихся по способностям; способность учителей к объективному оцениванию; влияние владения языком на интеграцию) и разных методов социологического изучения образования. Профессора рассказывали о собственном опыте работы с различными международными и национальными проектами, представляли основные базы данных, на которых основаны многие сравнительные исследования (BiKSPISATIMSS etc). Результаты исследования были интересны не только с точки зрения их вклада в изучение проблем образования. Это было хорошей иллюстрацией того, что и каким образом можно исследовать, насколько разные задачи решать на основе одного и того же материала (к примеру, PISA использовалась большинством лекторов). 
С содержательной точки зрения интересны практически все доклады, хотя они часто были перегружены описанием теоретических подходов, знакомых абсолютному большинству участников. Особенно важным было то, что практически все исследования – сравнительные, что позволяло рассматривать изучаемые проблемы в международной перспективе и полагать, что выводы исследователей актуальны в некотором роде сразу для нескольких образовательных систем (с поправкой на институциональный контекст, конечно). 
Результаты некоторых исследователей оказались неожиданными для участников школы. Так, Prof. Dr. Sabine Krolak-Schwerdt из Люксембурга представляла исследование способности учителей к оцениванию учащихся (Teachers´ Diagnostic Judgements). Ее команда выяснила, что преподаватели могут переключаться между двумя «режимами» оценивания: в первом оценки подвержены влиянию некогнитивиных характеристик учеников (происхождение, СЭС родителей, пол), во втором же они практически независимы ни от чего, кроме степени успешности выполнения задания. На данный момент группа ученых разрабатывает специальный тренинг, который должен помочь учителям работать именно во втором режиме.
Не менее интригующей оказалась лекция Prof. Dr. Tuomas Pekkarinen (Helsinki School of Economics), посвященная такому явлению, как трэкинг (распределение учеников по разным школам в зависимости от их способностей, см. немецкую систему образования) и группировка учеников по способностям (разделение на «сильные» и «слабые» классы). С помощью четких экономических методов исследователь доказал, что успеваемость школьников в классах и школах, наполняемых по принципам группировки по способностям, выше даже в «слабых» классах, чем в «смешанных» образовательных учреждениях. 
Еще одно исследование, о котором я хотела бы упомянуть, проводилось в Бельгии Prof. Dr. Jan van Damme(University of Leuven) и было посвящено влиянию состава группы (класса) на обучение (Group composition effects in secondary and primary school). Под составом группы подразумевается средний социально-экономический статус, средняя успеваемость и пропорция мигрантов в классе. Оказывается, в средней школе влияние GCE на успеваемость учеников тем выше, чем менее мотивирован и удовлетворен своей работой учитель. При этом в младшей школе GCE вообще не значим. 
На школе учащиеся не только слушали лекции и презентации проектов, также все имели возможность обсуждать свою работу с профессорами, занимающимися сходной тематикой. Так, результаты исследования лаборатории, касающиеся образовательного выбора выпускников 9х классов, заинтересовали V. Stocké, с которым у Ксении была возможность обсудить уже осуществленный проект, а так же перспективы его развития. Ученый готов дать консультацию по теоретическим и эмпирическим вопросам. Возможно, в дальнейшем мы сможем провести сравнительное исследование, которое позволило бы сопоставить данные, полученные в России и в Германии. 

Организаторы позаботились и о досуге участников. Каждый день проводились совместные обеды и ужины, были экскурсии, на одной из которых гостей пугали страшными историями о приведениях Бамберга. В результате отличной работы оргкомитета, была создана довольно творческая атмосфера для знакомства с коллегами из разных стран и обсуждения с ними исследовательских вопросов.