• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пилотный этап исследования начального и среднего профессионального образования

СЛОН начал большое исследование начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга

По результатам предыдущих исследований СЛОНа, около 40 % учащихся покидают школу после 9 класса, чтобы продолжать свое образование в начальных профессиональных и средне-специальных образовательных учреждениях. Продолжая исследование образовательных траекторий девятиклассников, СЛОН проводит большой опрос студентов 1 курса колледжей и техникумов Санкт-Петербурга.

Система средне-специального и начального профессионального образования в Санкт-Петербурге состоит из 80 учреждений СПО и 36 НПО. Ученикам предлагается широкий выбор образовательных программ. При желании можно получить профессию повара, судостроителя, ювелира и даже резчика по дереву. Все образовательные учреждения подчиняются 7 разным комитетам, а некоторые входят в состав ВУЗов. С каждым годом возрастает интерес со стороны абитуриентов и работодателей именно к техническому образованию. Работодателям необходимы не только инженеры, но квалифицированные рабочие, которые могут делать что-то своими руками. Сложно сказать точно, что происходит внутри технических НПО и СПО, какая там атмосфера и как это связано с качеством обучения. Поэтому весной 2012 года Лаборатория начала новый проект.

Это первый этап исследования, направленный на изучение социально-психологической среды учебных заведений. Важно посмотреть, как связаны академические успехи, мотивация к учебе и социально-психологическая обстановка.

Для первого этапа исследования было решено выбрать те учебные заведения, в которых есть технические направления обучения. Всего в Петербурге имеется 23 учреждений НПО и 13 учреждений СПО, предлагающих технические специальности. Из этого списка было отобрано случайным образом 10 НПО и 10 СПО. Опрашивались ребята, которые поступили после 9 классов на 1 курс на техническую специальность.

Учащихся опрашивали по короткой анкете. Их спрашивали про дальнейшие образовательные планы после окончания колледжа/техникума/училища, о работе, образовании и родном языке родителей.

Кроме этого, в анкету были включены специальные блоки вопросов, которые позволили измерить социально-психологические характеристики учащихся: чувство принадлежности, самооценку, вовлеченность в обучение, образовательную нормативность, прошкольную культуру, уверенность в своих силах по математике.

Каждая из перечисленных социально-психологических характеристик является важным параметром при оценке качества образовательного учреждения, помимо таких стандартных критериев как текущие оценки и результаты ЕГЭ учащихся.

В течение трех недель сотрудники и стажеры СЛОНа побывали в каждом из двадцати образовательных учреждений, познакомились с администрацией и опросили первокурсников. Всего было собрано 1831 анкет. По итогам каждого посещения участники опроса писали полевые дневники, которые позволят дополнить полученные количественные данные с наблюдениями исследователей.

Следующий полевой этап исследования запланирован на ноябрь 2012 года.

Подготовила Дарья Ходоренко