Конференция о неравенстве образовательных возмозможностей
Конференция «(Persistent) Inequalities Revisited», посвященная неравенству образовательных возможностей, прошла с 26 по 31 июля в Асконе, Швейцария. От Лаборатории в ней участвовали Даниил Александрович Александров и Ксения Тенишева.
Конференция была совсем небольшой – около 100 участников – но при этом крайне насыщенной. Она собрала всех специалистов в этой области исследований и создала для них идеальные условия для обмена идеями и обсуждения своих достижений. Большинство участников было из Германии (университетов Бамберга, Мангейма) и Италии (Европейский университет Флоренции), т.к. там на данный момент находятся главные научные центры по изучению социальной стратификации и мобильности. К примеру, в Европейском университете координируются сразу два проекта под руководством П.Блоссфельда – EduLife и NEPS.
Благодаря небольшому количеству участников, не было параллельных сессий, так что нам не приходилось выбирать, чей доклад послушать. И это прекрасно, потому что все работы были одинаково важны и интересны. Каждый день начинался с выступления key-note – часового доклада о последних достижениях в исследованиях образования и мобильности. Затем шли получасовые презентации участников конференции – как уже известных всем специалистов, так и молодых аспирантов и пост-доков. После каждого доклада разгоралась очень активная дискуссия, которую провоцировали в основном основатели направления – Голдторп, Блоссфельд, Эрикссон. Они не просто обсуждали достоинства и недостатки представленных работ, но предлагали пути их встраивания в существующий контекст. Некоторые выступления дали основания для интересных теоретических размышлений. Можно с уверенностью сказать, что каждый докладчик получил великолепные советы по развитию и улучшению своей работы.
Отдельно хотелось бы отметить еще одну особенность формата данной конференции. Большинство докладов касалось проверки и интерпретации одной и той же модели социальной мобильности, кратко названной OED. Она различает эффекты происхождения, т.е. родительского класса (Origin) и полученного образования (Education) на классовую позицию индивида (Destination). Чем выше эффект образования и ниже эффект происхождения, тем ниже уровень неравенства в стране. Выступающие представляли результаты проверки этой модели на разных данных для разных стран и обсуждали даже небольшие расхождения в уровне эффектов. Именно так и должна делаться наука в социологии: с помощью воспроизводимых, стандартизованных исследований, позволяющих сравнивать результаты и делать выводы на основе их различий (что не слишком удается психологам).
Помимо докладов на ежедневных сессиях, было организовано еще два формата презентации исследований – постеры и круглые столы. Мы представляли свой доклад «Safe path to higher education: Risk aversion in choosing educational pathways» на круглом столе, посвященном неравенству в доступе к образованию. И для нас это выступление было очень удачным, т.к. мы не только получили отзывы от коллег, работающих над схожими тематиками, но и встретили исследователя, который изучает ту же самую проблему на данных НИУ ВШЭ. Оказалось, что Юлия Косякова, исследователь из Европейского университета Флоренции, вместе с Дмитрием Куракиным и Гордеем Ястребовым также занимается темой выбора пути поступления в ВУЗ после колледжа. Эта встреча была крайне плодотворной: мы нашли много общего в результатах нашей работы и обсудили, как можно развивать ее в дальнейшем.
Благодаря этой поездке, мне кажется, мы поняли, к чему следует стремиться в нашей работе. Мы услышали множество важных и впечатляющих докладов, которые уже сейчас помогают нам в написании статей и формулировке задач дальнейшей работы. Мы нацелены стать частью того сплоченного научного сообщества, которое встретили на этой конференции, и также осуществлять качественные и верифицируемые международные исследования.
Материал подготовила Ксения Тенишева