• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные системы

Проект «Профессиональная ориентация школьников в Санкт-Петербурге» 2018 г.


Координатор проекта: Дарья Ходоренко
Исследование проводилось осенью 2018 года. Сотрудничество с Комитетом по труду и занятости населения и Комитетом по образованию позволило нам получить доступ к разным участникам процесса профессиональной ориентации: детям, родителям, специалистам в этой области. Мы собрали информацию об услугах  профориентационных организаций (коммерческих и государственных) в интернете, опросили 1585 учеников старших классов и 374 родителей/бабушек/дедушек из 29 школ города, провели серию интервью с сотрудниками органов образования, методистами и психологами городских и районных центров профессиональной ориентации. Все это позволило описать состояние дел в этой сфере, а также предложить рекомендации для улучшения системы.

Брошюра "Профессиональная ориентация школьников в Санкт-Петербурге"


Исследование социальной организации школы

Координатор проекта: Даниил Александров


Социально-психологический климат в школе обеспечивает эмоциональное благополучие детей и способствует эффективному учебному процессу. До сих пор в России не было инструмента для измерения качества и характера школьной жизни. С точки зрения организационной среды легче учитывать такие важные формальные показатели, как материальное оснащение школы, численность учеников, формальная квалификация педагогов, соотношение учителей и учеников. В то же время социально-психологические характеристики школьного климата изучать трудно – требуются опросы учащихся со специально разработанным инструментом.
Лаборатория социологии образования и науки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге разработала инструмент для оценки школьного климата и применила его в исследовании 249 школ Калужской области. Каждая школа прошла тестирование три раза с 2016 по 2019 год.  

Инструмент измеряет совокупность норм и ценностей, которые разделяются учениками, чувство эмоциональной связи со школой (чувство принадлежности и удовлетворенность школой), учебную мотивацию, уверенность в своих способностях освоить программу, отношения с учителями, представления о школьной безопасности и дисциплине (разные виды буллинга, уровень дисциплины, антишкольные настроения).
Результаты работы представлены в коллективной монографии, вышедшей в 2018 году.

Школьный климат: концепция и инструмент измерения.


Выбор школы: как выбирают родители Петербурга


Координатор проекта: Светлана Савельева

Выбор школы рассматривается нами как двусторонний процесс: родители и школы взаимно отбирают друг друга, посылая и анализируя сигналы качества – мы рассматриваем взаимный выбор как процесс неявного поиска совпадения (tacit matching). Это динамический микро-макро процесс: действия родителей, осуществляющих выбор, меняют структуру (чем больше родителей выбирают одну школу, тем еще более привлекательной становится эта школа). В исследовании сочетается этнография и семиотика (анализ интервью) с перспективой аналитической социологии и количественными данными и методами (деревья решений по данным опросов).

На данных Петербурга мы показали, что родители активно выбирают школу для своих детей, и принципы выбора учебных заведений семьями разного статуса закрепляют сложившееся в обществе неравенство. Образованные родители идут за статусом школы и академическим успехом, менее образованные родители ищут безопасность и комфорт. При этом итоговый выбор и сам спектр рассматриваемых школ различаются для районов с разной инфраструктурой и разной структурой населения.

Мы выяснили, что окончательное решение о школе, в которой будет учиться ребенок, родители принимают обычно уже при поступлении в первый класс: случаев перехода в другую школу очень мало. Это значит, что характеристики выбранной (начальной) школы во многом определяют успехи учащегося и его шансы на получение образования определенного уровня до самого выпуска из школы. Часть родителей из-за этого подходит к выбору учебного заведения очень ответственно.

Мы провели в школах интервью с родителями младшеклассников, учителями и руководителями, а также понаблюдали за тем, как проходят дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников. Так мы смогли определить, какие характеристики школы ее представители активно транслируют родителям, и что кажется самим родителям наиболее важным. Школы разного статуса (гимназии, лицеи и обычные общеобразовательные школы) различаются и по тому, какие родители приходят на собрания (и затем приводят детей в школы), и по тому, какие вопросы поднимаются в ходе беседы.

Школы с обычным статусом демонстрируют свою открытость, готовность воспитывать детей, много говорят о бесплатности всех услуг. Школы повышенного статуса, в особенности, гимназии и лицеи, напротив, делают упор на сложность обучения в таком заведении, особенности программы, необходимость инвестировать ресурсы семьи в обучение ребенка: покупать дополнительные учебники, нанимать репетиторов по иностранному языку с первого класса, ходить на важные кружки и т.п.
Родители по-разному реагируют на эти «сигналы», посылаемые школой. Так, родители без высшего образования, с невысоким доходом очень важным считают наличие внеклассных занятий, особенно, бесплатных. Для них также актуальна безопасность в школе (наличие пропускной системы и т.п.), близость школы к дому. Многие ищут школу, которую видно из окна: так ребенок уже с раннего возраста сможет ходить на уроки без сопровождения, но под присмотром. Родители с высшим образованием и более высоким доходом заинтересованы в первую очередь в статусе школы (принципиально хотят, чтобы ребенок учился в гимназии или лицее) и высоких академических результатах ее учеников: показатель ЕГЭ школы часто является для них решающим фактором для выбора.

Мы обнаруживаем общий для многих стран тренд: стратегию выбора реализуют родители с более высоким образованием и статусом, и показываем, что структурные возможности района проживания оказывают влияние на уровень дифференциации совершаемого населением выбора. В районе, где представлены все социальные слои, а также больше численность жителей с высоким СЭС, средний класс имеет возможность в ходе социального сравнения себя идентифицировать и при помощи стратегий образовательного выбора отделяться от остальных. Сделать это позволяет расширенная структура возможностей. Она влияет не только на сам выбор, но и на актуализацию стратегии выбора.

Выбор школы мы анализируем в широком контексте. Изучаем, как стратегии выбора могут быть связаны с ценностями воспитания детей, характеризующих родителей, и их вовлеченностью в воспитание и обучение. Анализируем, в чем состоят особенности правил выбора и записи в школу в регионах России. Правила федерального законодательного уровня адаптируются под локальную ситуацию в виде различных трактовок “закрепленных территорий” и формирования этапов приема. Это обеспечивает локальные особенности селекции на входе в школу.


Школьная дифференциация


Координатор проекта: Светлана Савельева

В практике российских исследований универсальный инструмент анализа и сравнения школьной дифференциации до сих пор отсутствовал. В рамках проекта была проведена попытка сопоставить уровень школьной дифференциации в России с другими странами при помощи индекса Тейла (на данных PISA 2015). Для сравнения были отобраны страны с контрастными уровнями стандартизации и селекции (Van de Werfhorst, Mijs 2010). Расчет индекса межшкольной дифференциации по данным этих стран показывает, что различия по наличию высшего образования в России больше, чем в Финляндии и Швеции, но меньше, чем в Германии, США, Великобритании, Венгрии, Дании. Уровень дифференциации по СЭС в России – наименьший среди всех перечисленных стран. В среднем по России межшкольная дифференциация на фоне остальных стран невысока, однако в мегаполисах и отдельных его частях проблема может стоять довольно остро. Для этого требуется анализ данных сплошных опросов.
 
Выявленный уровень неравенства формируется на ранней стадии. Результаты нашего исследования городской статистики (по Петербургу) показывают высокую стабильность выбора школы: подавляющее большинство учащихся продолжают учиться в той же школе, в которую они поступили в первый класс. Это свидетельствует о том, что в российской системе образования, несмотря на формальное отсутствие межшкольной селекции до 10 класса, селекция фактически начинается уже в 1 классе.

Проект «Статусные группы, карьерные траектории и индентичности школьных учителей» 2014-2015 гг.

Координатор проекта: Светлана Савельева

Поддержан РГНФ 14-03-00582 и Научным фондом НИУ ВШЭ в рамках софинансирования грантов РГНФ и РФФИ
Проект посвящен описанию и анализу профессиональных траекторий учителей Санкт-Петербурга, выявление основных статусных групп внутри профессионального сообщества, анализ профессиональных идентичностей. Внутренняя стратификации сообщества рассматривается в соотнесении с трудоустройством в школы различного статуса, границами профессиональной мобильности, лояльностью к профессии и к конкретной организации. Одной из целей исследования является описание и анализ возможностей и преград, существующих в профессиональной карьере учителя. Результаты исследования могут иметь практическое применение в организации кадровой политики в области среднего образования.

Исследование предполагает сочетание количественных и качественных методов сбора данных: интервью и анкетные опросы. Полученные в ходе биографических интервью данные о становлении карьеры, поиске работы, смены места работы и конкуренции внутри учительского сообщества соотносятся с данными анкетного опроса.

Для опроса была сконструирована специальная анкета, включающая следующие блоки вопросов: образование и профессиональная траектория; круг общения (профессиональные и личные контакты); представления о дисциплине и дисциплинарные практики; вопросы о профессиональной идентичности, о выборе профессии и о лояльности к профессии; представления об «идеальном учителе»; ряд социально-психологических конструктов (действенность/уверенность в своих силах; локус контроля; уверенность в своей профессиональной подготовке); стиль жизни / культура потребления; социально-демографический блок.

Информационную базу исследования составили собранные в ходе проекта анкеты в школах в двух районах Санкт-Петербурга: Василеостровском и Невском. Всего в опросе приняло участие 769 учителей из 39 школ, из них 427 учителей из 23 школ Василеостровского района и 342 учителей из 16 школ Невского района.

Проведен предварительный анализ данных: (1) факторный анализ вопросов о культурном потреблении и социальном (культурном) капитале рeспондента и (2) анализ корреспонденции базовых переменных по образованию и профессиональной карьере учителя, а также профессиональной идентичности респондентов. Как показал анализ первого этапа, стратификация учительского сообщества не напрямую соотносится со статусом школы (понимаемым как собственно статус гимназии с учетом среднего балла ЕГЭ). На данном этапе ведется изучение закономерности распределения учителей по школам, при помощи анализа латентных классов и моделирования структурными уравнениями.

Образовательные ожидания учеников сельских школ. Сравнительное исследование России и Индии

Координатор проекта: Евгений Кочкин

В 2009 году НУЛ СОН совместно с Мумбайским центром социальной помощи BMCWS провела в Индии исследование образовательных ожиданий учеников 10-х классов трех школ небольшого городка в штате Махараштра. Были опрошены ученики школ городка Раджгурунагар, отличающиеся друг от друга по нескольким показателям. Параллельно был  проведен сбор эмпирических данных о школьниках одного из сельских районов Ленинградской области в России. Исследователи планируют определить и сопоставить образовательные и профессиональные ожидания у современных детей в сельской Индии и России, а также проследить зависимость этих ожиданий от успеваемости детей, их пола, социального и экономического капитала семьи и от типа школы в разных странах.

Образовательные траектории и образовательный выбор на рубеже 9-го класса

Координатор проекта: Светлана Савельева

В 2007-2010 годах Лаборатория проводила исследование образовательного выбора выпускников девятых классов на примере одного из районов Ленинградской области. Сначала были собраны интервью с выпускниками и их родителями, потом организован опрос всех выпускников одной из школ. На основе этих данных был разработан оригинальный опросный инструмент и в 2009 году опрошены все выпускники и их родители этого района. 

Подробнее...

Механизмы взаимодействия школы и сообщества

Координатор проекта: Инесса Тарусина

Данный проект посвящен анализу интеграции местных сообществ (на примере одного из районов Ленинградской области).  С 2007 по  2010 год сотрудники Лаборатории собирали интервью с лидерами местных сообществ - представителей различных социальных институтов и статистические
данные о развитии сельских поселений.
Цель данного проекта заключается в том, чтобы описать и подвергнуть анализу организацию социального взаимодействия школы и местного сообщества. Сотрудники НУЛ СОН разрабатывают методы и инструменты для анализа взаимодействий школ и местного сообщества и также методики выявления лидеров. До сих пор проект базировался на анализе качественных данных, теперь мы активно осваиваем методологию сетевого анализа, чтобы полнее изучить, описать и представить особенности и характер взаимодействий различных институтов в местном сообществе.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.