На прошедшей неделе прошла третья заключительная публичная лекция Даниила Александрова, декана факультета социологии НИУ ВШЭ, на тему «Ученые, государство и общество: историческая социология науки в России».
На прошедшей неделе прошла третья заключительная публичная лекция Даниила Александрова, декана факультета социологии НИУ ВШЭ, на тему «Ученые, государство и общество: историческая социология науки в России». Лекции поэтапно показывали, как формировались понятия «ученый», «наука», «научная деятельность», как постепенно они оказываются связанными с общественно-политической жизнью общества, его промышленным развитием, и перерастают в независимые институты и академии. Первая лекция подробно описывала формирование науки в России XVII – XVIII веков, какие институты и исторические личности (Епифаний Славянецкий, Афанасий Холмогорский, А.К. Разумовский, М.В. Ломоносов, Петр I и многие другие) способствовали ее появлению и развитию, вехой этого этапа стало создание Академии наук в Санкт-Петербурге. Во время второй лекции Даниил Александров продолжил лекцию о развитии научных институтов в Российской империи и их функциях при формировании научных знаний в XVIII-XIV века. Большое внимание было уделено связи институтов, университетов, гимназий, между которыми и шло распространение научного знания, исследовательских интересов, опыта и, конечно же, профессоров-ученых-преподавателей. Также было рассказано о траекториях профессионального роста выпускников университетов в дореволюционной России и роли в этом Академии наук.Третья лекция была посвящена истории развития науки в СССР и формированию новых научных знаний после смены элит.Цель проведенных лекций была не только структурировать исторические факты, но и дать социологическое объяснение тех феноменов и тех научных институтов, которые существовали в разные промежутки времени России. Как раз такой подход к изложению материала заинтересовал слушатели лекций, как студенты исторического и социологического факультетов, так и преподаватели, профессора Вышки.