Миграционные процессы и образование
Экспертный опрос по вопросам адаптации детей-мигрантов в сфере образования в Санкт-Петербурге
Координаторы проекта: Ксения Тенишева и Даниил Александров
В 2020 году НУЛ СОН провел экспертный опрос, посвященный адаптации детей-мигрантов в сфере образования в Санкт-Петербурге, по заказу Санкт-Петербургского регионального отделения Российского Красного Креста (http://www.spbredcross.org/). Опросом были охвачены основные эксперты в области образования – практики, чиновники и ученые – занимающиеся вопросом детей-мигрантов в Санкт-Петербурге. Мы получили информацию от сотрудников школ и АНО, непосредственного работающих с детьми-мигрантами и выстраивающих взаимодействие с ними, от представителей РГПУ им. А.И.Герцена, где разрабатываются методики и программы по обучению детей-мигрантов русскому языку, а также от представителей комитетов и центров города, отвечающих за эффективное межведомственное взаимодействие и сбор статистических данных. Проведенный опрос позволяет составить достаточно полную картину возможностей адаптации и интеграции детей-мигрантов в Санкт-Петербурге, а также выявить системные проблемы.
В результате проекта был выпущен аналитический отчет (http://www.spbredcross.org/images/2020/experts.pdf). Также готовится к печати информационная брошюра.
Определение потребности рынка труда Санкт-Петербурга
в иностранной рабочей силе
Координаторы проекта: Ксения Тенишева и Даниил Александров
В 2019 году НУЛ СОН вместе с Центром прикладных исследований НИУ ВШЭ провел исследование рынка иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге по заказу Санкт-Петербургского государственного автономного учреждении «Центр трудовых ресурсов». Целью была оценка структуры и численности иностранной рабочей силы и составление прогноза потребности в иностранной рабочей силе на рынке руда Санкт-Петербурга.
Лаборатория провела опрос иностранных рабочих города и проанализировала структуру низко- и среднеквалифицированных категорий иностранных работников. В результате совместно с Центром прикладных исследований были разработаны методические рекомендации по сбору и обработке информации о присутствии иностранной рабочей силы на рынке труда Санкт-Петербурга.
Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных
Координатор проекта: Илья Мусабиров
На конференции "Образование и мировые города: перспективы БРИКС" были представлены первые результаты проекта Digital Footprints of Educational Migrations — одного из проектов исследований Интернета и цифрового общества в рамках инициативы Digital Social Sciences and Humanities в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Проект реализуется в лаборатории социологии образования руками студентов, которых учат самым современным методам работы с данными. Были собраны данные тысяч профилей «ВКонтакте» и сделана инфографика, чтобы показать студенческую географию и потоки между городами и странами. Результаты проекта были выпущены в брошюре на русском и английском языке.
digital_marks-en (PDF, 3.32 Мб)
digital_marks (PDF, 3.34 Мб)
Роль внеклассных занятий в жизни школьников
Координатор проекта: Валерия Иванюшина
Исследование, посвященное изучению внешкольной и внеклассной деятельности учащихся, ведется с 2012 года, когда НУЛ СОН стал участником большого проекта НИУ ВШЭ «Исследование образовательных и трудовых траекторий выпускников школ». Наша Лаборатория отвечала за разработку инструментария, а также проводила контроль сбора данных в Томске и Санкт-Петербурге. В результате совместной работы были собраны детальные данные о внеклассных занятиях, установках, школьных успехах и социально-экономическом статусе учащихся Томска, Санкт-Петербурга, а также малых городов и поселков Ленинградской и Томской областей. Всего было опрошено 6992 учащихся девятых классов из 162 школ. Эти данные были дополнены собранными нашими коллегами интервью с учениками, посещающими различные кружки, и данными телефонного опроса представителей учреждений внешкольной деятельности.В задачи проекта, осуществляемого в рамках Лаборатории, входит: (1) изучение спектра внеклассных занятий в разных контекстах (мегаполиса, малых городов и отдельных поселков), (2) определение влияния этой деятельности на успехи и установки школьников. Нас интересуют существующие спрос и предложение в данной сфере: какие учреждения обеспечивают потребность в дополнительных занятиях для разных групп населения; какие типы занятий наиболее востребованы самим населением. Также мы хотим определить роль внеклассных занятий, проходящих в самой школе, в формировании школьной среды: как академической, так и в целом психологической атмосферы.Помимо этого, с 2008 года НУЛ СОН самостоятельно собирает данные о деятельности внешкольных учреждений в малых городах и поселках Ленинградской и Московской области. В фокус данного исследования попадают в первую очередь учреждения, ведущие относительно неформальную внеклассную деятельность: сельские библиотеки, организующие кружки для детей из неблагополучных семей; подростковые клубы; оздоровительные лагеря при ДК. Как показал наш многолетний опыт, хотя в таких местах не ведется образовательная деятельность, именно подобные кружки осуществляют дополнительную социализацию детей, оказывающихся в неблагополучных условиях. На данный момент сотрудники лаборатории готовят несколько публикаций, посвященных анализу рынка внешкольных занятий, их влияния на успехи школьников, функций внешкольных учреждений и дворовых клубов в контексте малых городов.
Мониторинг положения детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга
Координатор проекта: Светлана Савельева
Лаборатория в рамках совместной программы с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Центром международного сотрудничества Красного Креста в 2011 году запустила проект по мониторингу положения детей мигрантов в Петербурге. Данное масштабное исследование ставит своей целью анализ проблем и потребностей детей мигрантов в Петербурге, а также выработку соответствующих рекомендаций.
Задача исследования — это создание социального портрета детей мигрантов, изучение языковых, образовательных, медицинских и других барьеров, с которыми сталкиваются эти дети в Петербурге. Мониторинг ситуации будет проводиться несколькими методами, это глубинные интервью с детьми в школах Санкт-Петербурга, анкетирование "face-to-face", а также фокус-группы.
Исследования детей мигрантов в школах
Координатор проекта: Валерия Иванюшина
Исследование детей мигрантов, которое уже много лет идет в лаборатории, направлено на изучение образовательной ситуации и выявление факторов, влияющих на жизненные траектории детей мигрантов и стратегии их адаптации через призму взаимодействия образовательной системы и мигрантского сообщества. Мы ставим перед собой следующие исследовательские вопросы: Являются ли этничность и миграция (сам факт переезда) источниками неравных образовательных достижений вне зависимости от других социально-экономических характеристик семьи? Как переезды влияют на обучение ребенка и можно ли разделить влияние этничности и миграции (переезда)? Каким образом социальный капитал влияет на образовательные траектории детей-мигрантов и их планы на будущее? Как среда сверстников обуславливает интеграцию, и какие факторы влияют на формирование дружеских групп и коалиций в школе?
Исследование этнических групп в социальной сети "www.vkontakte.ru"
Координатор проекта: Ирина Хван
В ноябре 2010 года в лаборатории был запущен проект исследования этнических групп в социальных сетях. В нем принимают участие студенты младших курсов. Исследователям удалось рассмотреть социальные группы на сайте "vkontakte.ru" с трех сторон: количество приезжих студентов, объединение студентов, принадлежащих одной и той же этничности, и, наконец, связанность этнических групп между собой. В дальнейшем они продолжат развивать эти темы исследования, но не только в рамках данного сайта. Предполагается также охватить и другие социальные сети в интернете.
Выставка "Параллельный Петербург"
Координатор проекта: Вероника Костенко
В октябре - ноябре 2010 года НУЛ СОН в рамках проекта по изучению адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов приняла участие в создании интерактивной выставки «Параллельный Петербург». Выставка посвящена детям мигрантов, а также подросткам разных национальностей, чьи семьи уже много лет живут в Петербурге. Сотрудники НУЛ СОН вместе с фотографом Солмаз Гусейновой и режиссером Михаилом Железниковым взяли около 100 видеоинтервью со старшеклассниками разных национальностей. В них ребята рассказывают о том, как они видят город, о своих традициях и праздниках, о планах и мечтах.
Брошюра "Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга"
Координатор проекта: Даниил Александров
В книге представлен не только обзор многочисленных американских и европейских исследований по этой теме, но и анализ новых российских материалов, которые были собраны исследовательской группой лаборатории и другими отечественными исследователями.
В брошюре описаны этнический состав школьников Санкт-Петербурга, отношение учителей к иноэтничным детям, взаимоотношения родителей со школой, взаимодействие детей-мигрантов и школы, стратегия адаптации к школе в зависимости от возраста переезда, различные аспекты языковой адаптации. В работе использован сетевой анализ общения школьников для оценки социального включения/исключения.
Авторы брошюры: Александров Д.А., Баранова В.В. и Иванюшина В.А.
В 2020 году НУЛ СОН провел экспертный опрос, посвященный адаптации детей-мигрантов в сфере образования в Санкт-Петербурге, по заказу Санкт-Петербургского регионального отделения Российского Красного Креста (http://www.spbredcross.org/). Опросом были охвачены основные эксперты в области образования – практики, чиновники и ученые – занимающиеся вопросом детей-мигрантов в Санкт-Петербурге. Мы получили информацию от сотрудников школ и АНО, непосредственного работающих с детьми-мигрантами и выстраивающих взаимодействие с ними, от представителей РГПУ им. А.И.Герцена, где разрабатываются методики и программы по обучению детей-мигрантов русскому языку, а также от представителей комитетов и центров города, отвечающих за эффективное межведомственное взаимодействие и сбор статистических данных. Проведенный опрос позволяет составить достаточно полную картину возможностей адаптации и интеграции детей-мигрантов в Санкт-Петербурге, а также выявить системные проблемы.
В результате проекта был выпущен аналитический отчет (http://www.spbredcross.org/images/2020/experts.pdf). Также готовится к печати информационная брошюра.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.