• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция о социальном неравенстве

С 10 по 12 сентября в университете Таллина прошла конференция, посвященная различным видам социального неравенства. Конференцию устраивал European Consortium for Sociological Research. От СЛОНа на ней присутствовали Ксения Тенишева и Екатерина Мехнецова.

Была возможность выбрать среди множества сессий, посвященных неравенству на рынке труда и в образовании, гендерному и этническому неравенству, мобильности и миграции, неравенству доходов и уровня здоровья.

Неравенство в образовании рассматривалось с разных сторон. Так, например, несколько исследователей уделили внимание модели OED (Origin-Education-Destination), о которой мы уже писали ранее. Другие сосредотачивались на профессиональном обучении - его восприятии детьми, родителями и работодателями, а также отдачей от получения профессионального образования разных уровней. Valentina Di Stasio представила доклад о восприятии профессионального обучения теми, кто выбирает этот образовательный путь: например, она показала, что для женщин этот выбор в меньшей степени является своеобразной страховкой при дальнейшем выходе на рынок труда.

Многие немецкие социологи рассматривали эффекты сортинга и трекинга в школе - темы, очень близкой нашей Лаборатории. Tobias Roth из университета Маннгейма, например, представил доклад, в котором сравнил эффект наличия и отсутствия обязывающих рекомендаций учителей относительно типа средней школы, в которой может учиться ребенок.  Изменения в образовательной политике на территории одной из федеральных земель (Северный Рейн - Вестфалия) стали своеобразным “естественным экспериментом” для социальных ученых. Ученый пришел к неожиданному заключению: отсутствие рекомендаций (чаще всего основанных на оценках ребенка) повышает уровень неравенства при выборе образовательного трека.

Исследователями из Мангейма также было представлено интересное исследование, задачей которого было выяснить, что за механизм стоит за часто наблюдаемой в данных корреляцией между академическими успехами ребенка и количеством книг у него дома. Сравнив связь количества книжных полок с показателями культурного капитала и экономических ресурсов семьи, они пришли к выводу, что книги - скорее показатель культуры. Как именно они воздействуют на образовательные успехи остается пока что под вопросом.

Айгуль Алиева из Института социально-экономических исследований в Люксембурге рассказывала об экспериментальном методе, который она использовала в своей работе: в условиях отсутствия международных лонгитюдных данных, она создала квази-панельные данные на основе популярных международных баз - PISA, TIMMS и PIRLS разных лет. Ее метод позволяет создавать “панельные” данные даже на уровне одной страны. Сама исследовательница использовала их для сравнения шансов этнического большинства и меньшинства на обучение на академическом треке в средней школе.

Кроме того, на конференции выступили два key-note спикера. Francesco C. Billari рассказал о новых возможностях, открывающихся перед учеными в связи с тем, что современная жизнь “оцифровывается”: люди оставляют все больше и больше цифровых “следов”, например, при пользовании Интернетом. Он показал на примере запросов в поисковой системе возможности использования подобных данных для прогнозирования деторождения на макроуровне.

Klarita Gërxhani коротко рассказала о многих экспериментах и исследованиях, направленных на изучение формальных и неформальных путей поиска работодателями новых работников. Эксперименты подтверждают, что неформальные каналы найма (например, через партнеров по бизнесу) оказываются выгоднее как работодателю, так и работнику.

Конференция была богата на интересные доклады, в том числе с точки зрения подходов, используемых в работах. Исследователи много обменивались идеями и было приятно погрузиться в эту атмосферу, увидеть, как тесно связаны между собой различные аспекты социального неравенства.

Материал подготовила Екатерина Мехнецова